Данные таблицы показывают, что учебники русского языка Т. Г. Рамзаевой ориентированы не только на знания о языковой теории, а, главным образом, на развитие речи обучающихся. В каждом классе (от 1-го до 4-го) в учебниках даются разнообразные виды работ по связной речи, количество которых увеличивается от 107 видов работ в 1-м классе до 394 – в 4-ом, (в 3,7 раза). Мы наблюдаем и качественные изменения видов работ, связанных с различным содержанием:
– объем образцовых текстов (от 12,6% до 40% к 4-му классу);
– словарная работа (от 7,65% до 12,87% соответственно);
– редактирование текстов (от 1,5% до 9,2% соответственно);
– озаглавливание текстов (от 2% до 8,2%);
– наиболее сложные виды упражнений (составление предложений, письмо по памяти, изложение и сочинения) (в среднем на 2 %).
Число некоторых видов работ снижается (сочинение по рисунку от3,88% до 1,7%). Это вызвано сменой уровня развития и возможностей обучающихся.
Определенная группа упражнений (устный пересказ, работа с пословицей и загадкой, развернутый ответ, рассказ по плану, составление предложений) выполняет роль тренировочных упражнений и постоянна по своему объему.
Результаты анализа текстов учебника по русскому языку УМК «Школа России» (автор Т.Г. Рамзаева) показывают, что, начиная с 1-го класса работа по развитию связной речи построена на основе системного подхода, с учетом возрастных возможностей учеников и идет от устной речи к текстам в письменной форме. Анализ текстов учебников для работы по развитию письменной связной речи в УМК «Школа2100» показал следующие результаты (согласно данным таблицы 4).
Таблица 4 - Анализ текстов учебников для работы по развитию письменной связной речи (в %).
|
вид работы |
классы | |||
|
1 |
2 |
3 |
4 | |
|
анализ прочитанного |
5,4 |
6,8 |
7,2 |
8,2 |
|
устный пересказ |
- |
- |
- |
- |
|
словарная работа |
32,4 |
25,85 |
25 |
29 |
|
устный рассказ по теме |
2,7 |
2 |
- |
- |
|
письмо по памяти |
2,7 |
0,8 |
0,6 |
2,4 |
|
работа с пословицей |
1,4 |
1,2 |
1,1 |
- |
|
редактирование текстов |
10,8 |
15,9 |
14,98 |
13 |
|
развернутый ответ |
13,5 |
14,8 |
12 |
13,92 |
|
тематическое сочинение |
- |
0,4 |
2 |
3,8 |
|
устный рассказ по плану |
- |
- |
0,8 |
2 |
|
работа с загадкой |
4 |
0,4 |
- |
0,8 |
|
озаглавливание текстов |
2,7 |
5,3 |
4,67 |
3,46 |
|
составление предложений |
12 |
10,2 |
9,6 |
10,5 |
|
дополнение текстов |
1,4 |
2 |
3,2 |
4 |
|
работа с образцовыми текстами |
5,4 |
12,1 |
13 |
13,8 |
|
письменное изложение |
- |
2 |
4,5 |
6 |
|
Всего видов работ (кол-во) |
71 |
213 |
298 |
316 |
Особенности развития коммуникативных универсальных учебных действий в младшем
школьном возрасте
Коммуникативные универсальные учебные действия имеют многогранный характер. В связи с этим необходимо выделение возрастных особенностей коммуникативных действий, которые имеют наиболее общее значение с точки зрения достижения целей образования, обозначенных в новом проекте стандартов. Основой решен ...
Возможные профессиональные деформации личности андрагога
Прежде всего, хотелось бы отметить, что андрагогика связана с образованием и самообразованием самым непосредственным образом: в современном социуме самообразование (причём, на всех уровнях) всё больше становится одним из важнейших принципов гармоничного развития личности, её благополучия во всех сф ...
Педагогическое взаимодействие как условие воспитания школьников
Гуманистическая технология педагогического взаимодействия признает общение важнейшим условием и средством развития личности. Общение не просто ряд последовательных действий (деятельности) обобщающихся субъектов. Любой акт непосредственного общения - это воздействие человека на человека, а именно их ...
Обучение было и всегда будет, пока живет человечество. Можно сказать, что подготовка молодого поколения к участию в жизни общества путем передачи социального опыта есть неотъемлемая общественная функция во все времена и у всех народов.