Ответы анкет учителей на вопрос «Является ли учебник русского языка основой развития речи обучающихся?» можно разделить на три группы:
Одни считают, что в учебнике достаточно хорошо сформирован комплекс упражнений, направленных на развитие речи обучающихся. Постоянно используют этот материал, и практически не используют дополнительные источники. (37%) В основном эту группу составляют учителя ведущие классы по программам «Школа России», «Гармония».
Вторые считают, что в учебниках продумана система упражнений по развитию речи младших школьников, но имеют замечания к расположению материала на страницах учебника. Используют комплекс упражнений, как и из учебника, так и из дополнительных источников. (52%)
Третьи считают, что учебник русского языка недостаточно оснащен материалом для развития речи обучающихся. Постоянно используют дополнительный материал, который и является основой системы работы по развитию речи младших школьников.
Однако все учителя отмечают, что в учебниках недостаточно таких упражнений как анализ прочитанного, работа с фольклором, изложение и сочинение. Особенно важным, как отмечают учителя, является наличие изложений и сочинений, так как данные виды работ должны соответствовать тематике проходимого материала и субъективному опыту обучающихся.
Заключительным этапом констатирующего исследования является мониторинг уровня развития письменной связной речи обучающихся 4-х классов. Обследование письменной речи проводилось в МОУ «Нужъяльская средняя общеобразовательная школа» и в МОУ «Люльпанская средняя общеобразовательная школа». В педагогическом обследовании принимали участие обучающиеся 4х классов (4 класс, обучающийся по программе «Школа России» - экспериментальный класс; 4 класс, обучающийся по программе «Школа 2100» - контрольный класс) в общем количестве 28 человек. В качестве метода исследования письменной речи было выбрано сочинение на тему «Зимняя сказка». Анализ сочинений проводился по следующей схеме:
Количество учащихся, выполнявшие работу;
Объем текста (кол-во слов);
Последовательность предложений;
Связь между предложениями;
Распространенность предложений (кол-во слов);
Речевые ошибки в построении предложений;
Речевые ошибки в употреблении слов;
Орфографические ошибки (грамматические, пунктуационные ошибки, замены, недопись слов);
Коэффициент раскрытия темы текста.
Перед началом обследования была составлена общая характеристика обследуемых детей на основании индивидуальных медицинских карт и наблюдений классного руководителя с целью определения предполагаемых причин невыполнения работы и проведения коррекционно-развитвающей работы на формирующем этапе эксперимента (согласно данным таблиц 11 и 12).
Таблица 11 – Общая характеристика четвероклассников экспериментального класса (Нужъяльской ср. общеобр. шк.)
№ |
возраст |
Наличие речевых патологий |
Наличие умственной отсталости, ЗПР или др. нарушений |
Слух, зрение |
Успеваемость по русскому языку |
Успеваемость по остальным предметам |
1 |
10,7 |
Нет, речь Соответствует Возрастной норме |
Нет |
N |
Отлично |
Хорошо |
2 |
11,2 |
Нет, речь Соответствует Возрастной норме |
Нет |
N |
удовлетворительно |
удовлетворительно |
3 |
11,1 |
Нет, речь Соответствует Возрастной норме |
Нет |
N |
хорошо |
Хорошо |
4 |
10,9 |
Нет, речь Соответствует Возрастной норме |
Нет |
N |
удовлетворительно |
удовлетворительно |
5 |
11,0 |
Нет, речь Соответствует Возрастной норме |
Нет |
N |
Отлично |
Отлично |
6 |
11,0 |
Нет, речь Соответствует Возрастной норме |
Нет |
N |
удовлетворительно |
удовлетворительно |
7 |
10,5 |
Нет, речь Соответствует Возрастной норме |
Нет |
N |
Хорошо |
Хорошо |
8 |
10,7 |
Нет, речь Соответствует Возрастной норме |
Нет |
N |
удовлетворительно |
удовлетворительно |
9 |
10,6 |
Нет, речь Соответствует Возрастной норме |
Нет |
N |
Хорошо |
Хорошо |
10 |
11,2 |
Нет, речь Соответствует Возрастной норме |
Нет |
N |
удовлетворительно |
удовлетворительно |
11 |
11,1 |
Нет, речь Соответствует Возрастной норме |
Нет |
N |
Хорошо |
Хорошо |
12 |
10,9 |
Нет, речь Соответствует Возрастной норме |
Нет |
N |
Хорошо |
хорошо |
13 |
10,9 |
Нет, речь Соответствует Возрастной норме |
Нет |
N |
Хорошо |
удовлетворительно |
14 |
11,0 |
Нет, речь Соответствует Возрастной норме |
Нет |
N |
хорошо |
удовлетворительно |
Общие понятия о модульной системе обучения
Модульная система производственного обучения впервые была разработана Международной организацией труда (МОТ) в 70-х годах ХХ века как обобщение опыта подготовки рабочих кадров в экономически развитых странах мира. Эта система быстро распространилась по всему миру и, по сути, стала международным ста ...
План – конспект урока по теме "Хлебобулочные изделия"
Тема: "Хлебобулочные изделия". Тип урока: комбинированный. Средства обучения: таблица "содержание витаминов в продуктах" кроссворд, DVD, диск "Изделия из теста", технологические карты (не заполненные по количеству детей), инструкционные карты №1, № 2, №3,№4. Методы обу ...
Возрастные особенности развития внимания у
школьников
Развитие внимания у детей проходит постепенно. Произвольное внимание особенно интенсивно развивается в играх, где соблюдение правил игр требует от ребенка сосредоточенности и концентрации внимания. Развитию произвольного внимания способствует участие детей в других видах деятельности (учение, труд, ...
Обучение было и всегда будет, пока живет человечество. Можно сказать, что подготовка молодого поколения к участию в жизни общества путем передачи социального опыта есть неотъемлемая общественная функция во все времена и у всех народов.