Педагогика и образование » Мониторинг развития письменной связной речи в начальной школе » Диагностика уровня развития письменной связной речи четвероклассников

Диагностика уровня развития письменной связной речи четвероклассников

Страница 6

Ответы анкет учителей на вопрос «Является ли учебник русского языка основой развития речи обучающихся?» можно разделить на три группы:

Одни считают, что в учебнике достаточно хорошо сформирован комплекс упражнений, направленных на развитие речи обучающихся. Постоянно используют этот материал, и практически не используют дополнительные источники. (37%) В основном эту группу составляют учителя ведущие классы по программам «Школа России», «Гармония».

Вторые считают, что в учебниках продумана система упражнений по развитию речи младших школьников, но имеют замечания к расположению материала на страницах учебника. Используют комплекс упражнений, как и из учебника, так и из дополнительных источников. (52%)

Третьи считают, что учебник русского языка недостаточно оснащен материалом для развития речи обучающихся. Постоянно используют дополнительный материал, который и является основой системы работы по развитию речи младших школьников.

Однако все учителя отмечают, что в учебниках недостаточно таких упражнений как анализ прочитанного, работа с фольклором, изложение и сочинение. Особенно важным, как отмечают учителя, является наличие изложений и сочинений, так как данные виды работ должны соответствовать тематике проходимого материала и субъективному опыту обучающихся.

Заключительным этапом констатирующего исследования является мониторинг уровня развития письменной связной речи обучающихся 4-х классов. Обследование письменной речи проводилось в МОУ «Нужъяльская средняя общеобразовательная школа» и в МОУ «Люльпанская средняя общеобразовательная школа». В педагогическом обследовании принимали участие обучающиеся 4х классов (4 класс, обучающийся по программе «Школа России» - экспериментальный класс; 4 класс, обучающийся по программе «Школа 2100» - контрольный класс) в общем количестве 28 человек. В качестве метода исследования письменной речи было выбрано сочинение на тему «Зимняя сказка». Анализ сочинений проводился по следующей схеме:

Количество учащихся, выполнявшие работу;

Объем текста (кол-во слов);

Последовательность предложений;

Связь между предложениями;

Распространенность предложений (кол-во слов);

Речевые ошибки в построении предложений;

Речевые ошибки в употреблении слов;

Орфографические ошибки (грамматические, пунктуационные ошибки, замены, недопись слов);

Коэффициент раскрытия темы текста.

Перед началом обследования была составлена общая характеристика обследуемых детей на основании индивидуальных медицинских карт и наблюдений классного руководителя с целью определения предполагаемых причин невыполнения работы и проведения коррекционно-развитвающей работы на формирующем этапе эксперимента (согласно данным таблиц 11 и 12).

Таблица 11 – Общая характеристика четвероклассников экспериментального класса (Нужъяльской ср. общеобр. шк.)

возраст

Наличие речевых

патологий

Наличие

умственной

отсталости,

ЗПР или

др. нарушений

Слух,

зрение

Успеваемость

по русскому

языку

Успеваемость

по остальным

предметам

1

10,7

Нет, речь

Соответствует

Возрастной норме

Нет

N

Отлично

Хорошо

2

11,2

Нет, речь

Соответствует

Возрастной норме

Нет

N

удовлетворительно

удовлетворительно

3

11,1

Нет, речь

Соответствует

Возрастной норме

Нет

N

хорошо

Хорошо

4

10,9

Нет, речь

Соответствует

Возрастной норме

Нет

N

удовлетворительно

удовлетворительно

5

11,0

Нет, речь

Соответствует

Возрастной норме

Нет

N

Отлично

Отлично

6

11,0

Нет, речь

Соответствует

Возрастной норме

Нет

N

удовлетворительно

удовлетворительно

7

10,5

Нет, речь

Соответствует

Возрастной норме

Нет

N

Хорошо

Хорошо

8

10,7

Нет, речь

Соответствует

Возрастной норме

Нет

N

удовлетворительно

удовлетворительно

9

10,6

Нет, речь

Соответствует

Возрастной норме

Нет

N

Хорошо

Хорошо

10

11,2

Нет, речь

Соответствует

Возрастной норме

Нет

N

удовлетворительно

удовлетворительно

11

11,1

Нет, речь

Соответствует

Возрастной норме

Нет

N

Хорошо

Хорошо

12

10,9

Нет, речь

Соответствует

Возрастной норме

Нет

N

Хорошо

хорошо

13

10,9

Нет, речь

Соответствует

Возрастной норме

Нет

N

Хорошо

удовлетворительно

14

11,0

Нет, речь

Соответствует

Возрастной норме

Нет

N

хорошо

удовлетворительно

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11

Еще по теме:

Изучение диалектной лексики в школе
Диалектная лексика в школе изучается в 5-6 классах. В школьной программе на изучение этой темы отводится в федеральном компоненте ГОСТе один час. Однако в региональном компоненте диалектная лексика изучается шире, за счет дополнительных часов. Проанализируем традиционные учебники русского языка под ...

Этапы развития детского рисунка
Итальянский психолог К. Риччи выделяет два этапа эволюции детского рисунка: доизобразительный и изобразительный. Этапы, в свою очередь, делятся на несколько стадий. Первая стадия доизобразительного этапа – стадия каракулей, которая начинается в возрасте двух лет. Первые каракули - обычно почти случ ...

Основные мыслительные операции
Процесс мышления состоит из ряда мыслительных операций и их разных сочетаний; это анализ, синтез, сравнение, обобщение, классификация, систематизация, абстрагирование, конкретизация. Анализ – это мысленное расчленение предмета или явления на образующие его части, выделение в нем отдельных частей, п ...

Педагогика как наука


Педагогика как наука

Обучение было и всегда будет, пока живет человечество. Можно сказать, что подготовка молодого поколения к участию в жизни общества путем передачи социального опыта есть неотъемлемая общественная функция во все времена и у всех народов.

Категории

Copyright © 2023 - All Rights Reserved 0.1859