Педагогика и образование » Мониторинг развития письменной связной речи в начальной школе » Диагностика уровня развития письменной связной речи четвероклассников

Диагностика уровня развития письменной связной речи четвероклассников

Страница 3

Данные таблицы показывают, что учебники русского языка Р. Н. Бунеева имеют необходимую базу для развитие речи обучающихся. В каждом классе (от 1-го до 4-го) в учебниках даются разнообразные виды работ по связной речи, число которых увеличивается в 4,5 раза от 1-го класса до 4-го. Также и изменяется содержание видов работ:

– объем образцовых текстов (от 5,4% до 13%);

– дополнение текстов (от 1,4% до 4%);

– анализ прочитанного (от 5,4% до 8,2%);

– письменное изложение (от 2% до 6%);

– тематическое сочинение (от 0,4% до 3,8%).

В связи с изменением уровня развития и возможностей обучающихся уменьшается процент: работы с загадкой (от 4% до 0,8%), к 4-ому классу работа с пословицами и устный рассказ по теме в учебнике по русскому языку встречаем в единичных случаях.

В качестве тренировочных и постоянных по своему объему выступают:

– словарная работа (27%);

– письмо по памяти (1,5%);

– редактирование текстов (12,5%);

– озаглавливание текстов (3%);

– составление предложений (11%);

– устный рассказ по плану (1%).

Полностью отсутствует в учебниках такой вид работы как устный пересказ. Следует отметить, что отсутствие некоторых видов работ и снижение объема упражнений по развитию речи вызвано интеграцией предметов (русский язык, литературное чтение и риторика). Одной из целей данной системы является направленность на работу учителя (организация совместной учебно-познавательной деятельности с переходом к самостоятельной деятельности). Следовательно, для достижения высокого уровня развития речи учителю необходимо учитывать интеграцию.

Так же, как и в учебниках Т. Г. Рамзаевой, с каждым учебным годом возрастает уровень сложности упражнений. Отличие данных учебников состоит в том, что упражнения, направленные на развитие письменной связной речи обучающихся, направлены, главным образом, на приобретение знаний о языковой теории, и в меньшей степени, на развитие речи.

Для проведения аналитической работы по выявлению уровня овладения письменной речью были выбраны следующие критерии:

– работа над словом;

– работа над словосочетанием;

– работа над текстом (согласно данным таблице 5).

Таблица 5 – Анализ заданий учебника по работе над развитием речи

Виды упражнений:

№№ упражнений

I. Работа над словом

Усвоение новых слов

Обогащение словаря (справка из толкового словаря)

Уточнение словаря

Группировка слов по темам

Работа над орфографией слов:

– обозначение мягкости на письме

– написание большой буквы

– написание разделительного Ь в словах

– написание жи-ши, ча-ща, чу-щу, чк, чн в словах

– правописание гласных в корне слова

– написание предлогов со словами

– правописание звонких и глухих согласных на конце слова

II. Работа над словосочетанием и предложением:

Восстановление сочетаний слов по смыслу

Объяснение значений сочетаний слов

Работа над предложением:

1) составление предложений

– по данному слову

– на определенную тему

– по опорным словам

– по сочетаниям слов

2) Восстановление предложения:

– по картине

– по смыслу

– по схеме

3) Работа над пословицами, поговорками и загадками

4) Работа текста, напечатанного

– без знаков в конце предложения

– без точек и заглавных букв

III. Работа над текстом:

1. Восстановление части текста:

– по картинкам

– по смыслу

2. Составление рассказа

– по словам одной тематической группы

3. Придумывание продолжения текста

9 (экология, экономия)

15 (сноп), упр.99 (капель)

5 (эпизод), 13 (экскаватор)

.42 (школа), 82 (зимний лес)

49,50

4

21

17

12

126

72

97

19,63

43, 45,60,61,.82

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8

Еще по теме:

Формирование позитивного мышления в студенческом возрасте
Рассматривая студенчество как «особую социальную категорию, специфическую общность людей, организованно объединенных институтом высшего образования», И.А. Зимняя выделяет основные характеристики студенческого возраста, отличающие его от других групп населения высоким образовательным уровнем, высоко ...

Критерии и средства диагностики уровня развития творческих способностей младших школьников
Для того чтобы процесс развития творческих способностей младших школьников осуществлялся успешно, необходимы знания об уровнях развития творческих способностей учащихся, поскольку выбор видов творчества должен зависеть от уровня, на котором находится учащийся. С этой целью используется диагностика, ...

Формирование орфографической зоркости
Работу над орфографической грамотностью следует начинать с орфографической зоркости учащихся. Важно, прежде всего, научить детей ставить перед собой орфографический задачи, а затем уже постепенно учить их решению. Орфографическая зоркость – умение быстро обнаруживать в тексте, в словах и их сочетан ...

Педагогика как наука


Педагогика как наука

Обучение было и всегда будет, пока живет человечество. Можно сказать, что подготовка молодого поколения к участию в жизни общества путем передачи социального опыта есть неотъемлемая общественная функция во все времена и у всех народов.

Категории

Copyright © 2024 - All Rights Reserved 0.2667