Интегрированный урок химии и биологии в 11-м классе по теме: "Химия, биология и толерантность"
Цели:
Образовательные:
систематизация и углубление знаний учащихся о зависимости строения, свойств и функций белков – антител;
углубление понятия толерантность.
Развивающие:
развитие способности комплексного применения знаний;
работа над формированием логического мышления при составлении логико-смысловой модели (ЛСМ) по технологии Штейнберга В.Э.
Воспитывающие:
содействие толерантности у учащихся как в общественной потребности;
способствовать созданию на уроке ситуации успеха в обучении, как основы саморазвития и самореализации;
развитие творческих способностей, духовное совершенство личности в процессе общения с беженцами, вынужденными переселенцами и мигрантами;
патриотическое воспитание.
Тип урока: интегрированный урок по технологии Штейнберга В.Э.
Оборудование: телевизор с в/магнитофоном, в/ф Биосинтез белка”, штатив с пробирками, растворы NaOH, H2SO4, CuSO2, HNO3 конц., (CH3COO)2Pb, CH3OH, C2H5OH, NaCl конц., спиртовка,раствор яичного белка (альбумина), герметичный сосуд с кровью свиньи, резиновые перчатки, защитные очки, марлевая повязка, халат.
Девиз урока:
“Нам друг от друга нужно так немного –
щепотку нежности да горсточку тепла…
(Г.Георгиев)
План урока
I. Организационный момент.
1. Урок начинаем с вопросов к ученику – вынужденному из Таджикистана Вахидову Вали:
Как ты чувствуешь себя у нас в Башкортостане?
Как адаптировался за 3 месяца, что учишься у нас?
Что нравится тебе у нас? Какое отношение к себе чувствуешь со стороны одноклассников, учителей, соседей?
2. Постановка задач урока.
II. Систематизация и углубление знаний учащихся.
Моделирование и конструирование логико-смысловой модели (ЛМС) по теме урока.
Заполнение координат соответственно понятийно-смысловым вопросам.
Провести Ксантопротеиновую реакцию на белки. (Предварительно руководители экспериментальных лабораторий проводят инструкцию по технике безопасности).
К3
Строение белков – антител.
Монолог – сообщение учителя, диалог с учащимися =>беседа, в процессе которой рождается истина, и заполнятся К3. Антитело – сложной белок – иммуноглобулин плазмы крови человека и теплокровных синтезируемый клетками животных лимфоидной ткани под воздействием различных антигенов.
К4
Функции белков.
Перечисляем известные функции белков и особенно выделяем защитную функцию белков – антител.
Сообщение учащихся о пандемии XХ и XXI века – СПИДе.
Сообщение учителя биологии о механизме внедрения в организм ВИЧ-инфекции, о мерах борьбы и профилактики.
Сообщение учителя химии о достижениях медицины, биохимии в области лечения больных СПИДом.
К5
Биосинтез белков.
Демонстрация видеосюжет “Биосинтез белков”.
Краткое повторение основных этапов биосинтеза белка.
К6
Структура лимфоидных тканей.
Сообщение учащихся по группам.
1 гр. – Строение и функции вилочковой железы.
2-гр. – Строение и функции лимфатических тканей.
3-гр. – Строение и функции селезёнки.
Затем формулируется общий вывод: В лимфоидных тканях идёт синтез иммуноглобулина плазмы крови человека и теплокровных животных.
К7
Понятие толерантности.
Самостоятельная работа учащихся со словарём Н.Ф. Реймерса “Основные биологические понятия и термины”.
Толерантность (лат. толеранция – терпение):
способность организмов выносить отклонения экологических факторов от оптимальных для себя;
полное или частичное отсутствие иммунологических реакций – потеря или снижение организмом человека способности вырабатывать антитела.
Иммунитет (лат. иммунитас – освобождение, избавление) – невосприимчивость к инфекционным агентам и чужеродным веществам, пересажанных от одного организма к другому из-за генетического своеобразия каждого индивида. Гистонесовместимость можно искусственно подавить при пересадке органов.
Учитель биологии: В биологии о толерантности организма говорят тогда, когда он не отторгает, но принимает и использует во благо, поступающие извне медикаментозные средства, усиливает их, улучшая собственную жизнедеятельность. А также толерантность – возможность пересадке органов, возвращающей нас к полноценному существованию.
Коррекционная работа по снижению тревожности детей младшего школьного возраста
Проблема эмоционального неблагополучия у детей, в частности, проблема тревожности, несмотря на давнюю историю, не теряет своей актуальности. Повышенный уровень тревожности свидетельствует о недостаточно хорошей эмоциональной адаптированности ребенка к жизненным ситуациям, вызывающим беспокойство. П ...
Функция, обратная котангенсу
Функция y = ctg x на промежутке принимает все числовые значения из промежутка. Область ее значений совпадает с множеством всех действительных чисел. В промежутке функция y = ctg x непрерывна и монотонно возрастает. Значит, на этом промежутке определена функция, обратная функции y = ctg x. Функцию, ...
Применение исследовательского метода обучения при организации производства
в школе
Использование исследовательского метода подразумевает следующие этапы организации учебной деятельности: определение общей темы исследования, предмета и объекта исследования; выявление и формулирование общей проблемы; формулировку гипотез; определение методов сбора и обработки данных в подтверждение ...
Обучение было и всегда будет, пока живет человечество. Можно сказать, что подготовка молодого поколения к участию в жизни общества путем передачи социального опыта есть неотъемлемая общественная функция во все времена и у всех народов.