Педагогика и образование » Детский воспитательный коллектив

Детский воспитательный коллектив

Страница 2

Вместе с тем, необходимо констатировать недостаточную разработку данной проблемы в современной педагогике как в теоретическом, так и в практическом, методическом плане. Остается открытым целый ряд вопросов, что позволило выявить следующие противоречия, требующих конструктивного разрешения:

- между объективно присущей обществу тенденцией к тесному взаимодействию людей разных возрастов и существующей традиционной организацией учебно-воспитательного процесса по возрастным группам, что порождает дефицит межвозрастного взаимодействия и общения в детской среде;

- между богатыми возможностями детского загородного лагеря в организации разновозрастного взаимодействия и неразработанностью теоретических основ этого процесса;

- между воспитательным потенциалом разновозрастного коллектива и неразработанностью механизмов его реализации в условиях загородного лагеря.

Выявленные противоречия дали возможность сформулировать проблему исследования, состоящую в необходимости осмысления воспитательного потенциала разновозрастного коллектива в загородном лагере. Целью исследования является выявление педагогических условий реализации воспитательного потенциала разновозрастного коллектива в детском загородном лагере.

Объектом исследования является воспитательный потенциал разновозрастного подросткового коллектива в условиях детского загородного лагеря.

Предмет исследования - педагогические условия реализации воспитательного потенциала разновозрастного подросткового коллектива в детском загородном лагере.

Гипотезу исследования составил ряд предположений о том, что реализация воспитательного потенциала разновозрастного подросткового коллектива в детском загородном лагере будет успешна, если:

- воспитательный потенциал коллектива будет рассматриваться как интегративная совокупность социально-психологических факторов и педагогических условий, определяющих возможные индивидуальные и межличностные (групповые) изменения, влияющие на разностороннее развитие членов коллектива;

- реализация воспитательного потенциала разновозрастного подросткового коллектива в детском загородном лагере будет происходить на основе разработанной и экспериментально проверенной модели данного процесса;

- реализация воспитательного потенциала разновозрастного подросткового коллектива будет осуществляться в специально созданных педагогических условиях, обусловленных спецификой межвозрастного взаимодействия и особенностями загородного лагеря как учреждения дополнительного образования.

Становление и развитие детского коллектива, переход его от стадии к стадии, реализация им воспитательных функций - процесс не стихийный, а управляемый. Педагоги управляют им, задавая и совершенствуя организационную структуру коллектива, обогащая его жизнедеятельность и укрепляя, развивая детское самоуправление, корректируя внутриколлективные отношения за счет введения в его жизнь соответствующих ситуаций, побуждающих детей к самоорганизации и саморегуляции, и включения детского коллектива в систему широких социальных отношений нашего общества.

В основе данной концепции лежат идеи о детском коллективе, высказанные в свое время выдающимися советскими педагогами Н.К. Крупской, А.С. Макаренко, В.А. Сухомлинским, развитые, уточненные и дополненные на основе современных исследований, осуществленных как педагогами, так и психологами.

Эта концепция нуждается в дальнейшем развитии, в процессе которого должны быть учтены данные, появившиеся в последние годы как итог исследовательского поиска, осуществленного в педагогике и в смежных с нею науках. Для того чтобы включить совокупность знаний, отражающих научную картину объекта, в структуру сложившейся концепции или на их основе построить принципиально новую, должен быть вычленен и решен ряд ключевых проблем. В последнее десятилетие потребность в их решении особенно возросла.

В настоящее время такими проблемами, на наш взгляд, являются следующие: экспликация понятия «воспитательный коллектив» и определение зоны его релевантности; целеполагание в процессе коллективообразования и функционирования коллектива; дифференциация детских коллективов и интеграция их влияний на личность ребенка; массовое, групповое и индивидуальное в структуре детского коллектива; соотношение процессов идентификации и обособления личности ребенка в его взаимодействии с коллективом; структура процесса управления детским коллективом.

Страницы: 1 2 3 4 5

Еще по теме:

Восстановление голоса при хронических ларингитах
Лица, страдающие хроническими ларингитами, являются трудным контингентом для восстановления голоса. Хроническое течение ларингита с обострениями процесса требует медикаментозного и физиотерапевтического лечения. Стихание воспалительных явлений обычно сопровождается улучшением голоса, что исключает ...

Перспективы развития дошкольного образования в России
С целью координации действий по развитию системы дошкольного образования в соответствии с поручениями Президента Российской Федерации от 10 декабря 2005 г. № Пр-2065 и Правительства Российской Федерации от 22 декабря 2005 г. № МФ-П44-6344, а также во исполнение решения заседания Президиума Совета п ...

Цели деятельности современной школьной библиотеки
И.С. Пилко, доктор педагогических наук Кемеровского государственного университета культуры и искусств, утверждает, что любая библиотечная технология обладает рядом признаков: -целесообразность достижение планируемого результата с оптимальными затратами; -процессуальность= алгоритмическое представле ...

Педагогика как наука


Педагогика как наука

Обучение было и всегда будет, пока живет человечество. Можно сказать, что подготовка молодого поколения к участию в жизни общества путем передачи социального опыта есть неотъемлемая общественная функция во все времена и у всех народов.

Категории

Copyright © 2025 - All Rights Reserved 0.0234