Безусловно, выделенные нами критерии, во всем совершенстве не могут быть сформированы на в младшем, ни в среднем школьном возрасте, однако, мы считаем принципиально важным формулировать их таким образом, так как они выступают в качестве эталона, к которому надо стремиться. Все характеристики выделенных нами критериев оценивались в ходе наблюдения по 10-балльной шкале.
Уровневые группы качества постановки голоса у учащихся младшего и среднего школьного возраста распределялись следующим образом (подсчет по методике В. Проценко):
I. Высокий уровень. Ученик набирает по каждому критерию суммарную оценку не ниже 7,5 баллов.
II. Средний уровень. Оценки по каждому из критериев колеблются от 4, 5 до 7,5 баллов.
III. Низкий уровень. Оценки по двум из трех выделенных критериев – ниже 4,5 баллов.
Форма индивидуального наблюдения за учащимися проводилась по методике Г.П. Стуловой.
В ходе разработки опытно-экспериментальной работы для констатирующего обследования был отобран ряд упражнений, предлагаемых Л. Левандовской, адаптированных из методик М.И. Глинки, А.А. Варламова, И.П. Левидова и других русских педагогов. Каждое упражнение способствует формированию правильной постановке голоса, выявлению конкретных вокальных навыков и помогает их отработке.
- упражнение для развития звонкого, лёгкого звука и для выработки чёткой дикции;
- упражнение для освобождения скованной челюсти и для развития плавного звука;
- упражнение для освобождения скованной челюсти;
- упражнение для развития мягкого, плавного, протяжного звука;
- упражнение, способствующее расширению голосового диапазона.
На основе этих упражнений учащимся предлагались следующие задания (после предварительного распевания):
1. Спеть сверху вниз пять звуков на слоги ми-ма, начиная с самого доступного участка диапазона.
2. Спеть в зоне примарных тонов каждую ноту отдельно на гласных: а-э-и-о-у. Петь красивым звуком. Продолжительность каждого гласного -четверть.
3. Спеть любимую песню a capella и под аккомпанемент педагога.
Музыкальную основу исходной диагностики сформированности вокальных навыков составили произведения русских композиторов-классиков и современных композиторов и исполнителей. Песенный репертуар подобран в соответствии с реальной возможностью его освоения в рамках проведения элементов вокальной работы на уроках музыки и на внеклассных вокальных занятиях.
На основании констатирующего обследования получены следующие результаты.
Таблица № 1
Результаты констатирующей диагностики уровня постановки голоса у учащихся (по возрастным группам)
Уровни качества постановки голоса |
Критерии качества постановки голоса | |||||
Умение воспринимать характер вокального звучания и качество вокального исполнения |
Образное мышление |
Качество воспроизведения (вокального исполнения) | ||||
Млад. шк-ки |
Уч-ся сред. возраста |
Млад. шк-ки |
Уч-ся сред. возраста |
Млад. шк-ки |
Уч-ся сред. возраста | |
Низкий |
55% |
50% |
60% |
50% |
60% |
50% |
Средний |
35% |
40% |
30% |
40% |
35% |
45% |
Высокий |
10% |
10% |
10% |
10% |
5% |
5% |
Структурные компоненты работы тренера-преподавателя
по волейболу
Большинство тренеров-преподавателей в практической работе с юными волейболистами опираются на собственный опыт, рекомендации ведущих педагогов и тренеров, анализ литературных источников, публикаций во всемирной сети Интернет и др. Поток информации, который обрушивается на тренера, весьма разнообраз ...
Возрастные особенности подростков
Знание психологии учеников помогает учителю в его работе, так как учителя нередко задают вопрос: «Как относиться к ученикам, а в особенности к старшеклассникам? Считать ли их детьми, пусть, старшими, но все-таки детьми, или требовать с них, как с взрослых?» Вопрос этот не случайный. Его решение свя ...
Анализ образовательных программ по изобразительной
деятельности в детском саду
1) Программа Саккулиной Н.П., Комаровой Т.С. «Изобразительная деятельность в детском саду» Авторы данной программы считают, что эстетическое воспитание в детском саду создает предпосылки для последующего полноценного художественного развития каждого ребенка, в том числе для формирования изобразител ...
Обучение было и всегда будет, пока живет человечество. Можно сказать, что подготовка молодого поколения к участию в жизни общества путем передачи социального опыта есть неотъемлемая общественная функция во все времена и у всех народов.