Таблица № 2
Средние показатели констатирующей диагностики уровня постановки голоса у учащихся
Уровни качества постановки голоса |
Критерии качества постановки голоса | ||
Умение воспринимать характер вокального звучания и качество вокального исполнения |
Образное мышление |
Качество воспроизведения (вокального исполнения) | |
Низкий |
52,5% |
52% |
52% |
Средний |
37,5% |
35% |
40% |
Высокий |
10% |
10% |
5% |
Таким образом, средние уровневые показатели по всем трем выделенным нами критериям составили:
низкий уровень постановки голоса – 52,2 % учащихся;
средний уровень постановки голоса – 37,5 % учащихся;
высокий уровень постановки голоса – 8,3 % учащихся.
В ходе разработки опытно-экспериментальной работы было выявлено, что процесс постановки голоса происходит не стихийно, а подчиняется определенным закономерностям и выражается в фазовой последовательности:
1. Нахождение правильного звукообразования на отдельных гласных звуках в средней части диапазона голоса.
2. Перенесение этих естественных движений голосообразующих систем на пение любых гласных и целых слов в различных участках диапазона голоса при средней силе звука.
3. Автоматизация движений, всего голосообразующего комплекса, их шлифовка в процессе выполнения многочисленных вариантов музыкальных заданий при сохранении правильной координации всех мышечных систем голосового аппарата певца.
На первом этапе выполнения заданной программы ученик обычно часто ошибается, интонирует не чисто, в замедленном темпе.
На втором этапе (при правильном обучении) учащиеся постепенно перестают делать грубые ошибки – начинает складываться динамический стереотип.
На третьем этапе – происходит упрочнение динамического стереотипа. Задания выполняются точно, четко формируется навык.
Автоматизация певческих навыков постепенно освобождает начинающего певца от скованности и хаотичности мышечных движений, лежащих в основе процесса голосообразования, позволяет осуществлять задачи художественного, творческого порядка.
Систему вокальной работы на формирующем этапе экспериментальной работы по постановке певческого голоса у учащихся разных возрастных групп мы строили, исходя из следующих дидактических принципов:
1. Принцип развития вокальных способностей (рост исполнительских возможностей). Он реализуется при целенаправленной работе по плану:
постановка дыхания и работа над ним;
работа над вокальными упражнениями от простого к сложному;
Профессиональная компетентность педагога, занимающего главное ведущее место
в условии учебного учреждения
Компетенция – категория педагогическая. Педагог, ею обладающий, – это специалист, имеющий основательные знания в каком-либо предмете школьного курса обучения. Компетенция будущего педагога формируется в процессе профессиональной подготовки и специализации в определенной области знаний – основ той н ...
Формирование продуктивных видов деятельности
Первой продуктивной деятельностью ребенка, как известно, является изобразительная и конструктивная деятельность. Возникновение их тесно связано у ребенка с восприятием предметов и явлений окружающего мира, так как то, что не воспринято, не может быть и отражено. С другой стороны, изобразительная де ...
Развитие творческих способностей младших школьников в процессе выполнения
творческих заданий
Традиционная система образования озабочена тем, чтобы дать учащимся некоторую сумму знаний. Но сейчас недостаточно заучить наизусть какой-то объем материала. Главной целью обучения должно быть приобретение обобщающей стратегии, нужно учить учиться [8, 49], одним из условий овладения такой стратегии ...
Обучение было и всегда будет, пока живет человечество. Можно сказать, что подготовка молодого поколения к участию в жизни общества путем передачи социального опыта есть неотъемлемая общественная функция во все времена и у всех народов.