Развивать индивидуальные творческие способности учащихся на основе исполняемых вокальных произведений.
Реализация данных задач осуществляется через различные виды вокальной деятельности, главными из которых является сольное и ансамблевое пение, слушание различных интерпретаций вокального исполнения, добавление элементов импровизации, движения под музыку, элементы театрализации в вокальном исполнительстве.
В процессе вокального обучения можно обозначить следующие этапы:
учебно-организационный, который включает подбор репертуара, планирование его изучения;
учебно-познавательный, который предусматривает изучение традиций русской вокальной школы, особенностей и стилей исполнения, прослушивание записей коллективов и солистов;
учебно-творческий, который связан с работой над постановкой голоса, вокальной техникой и художественным образом, совершенствованием актёрского мастерства, формированием творческой личности исполнителя.
В ходе разработки хода опытно-экспериментальной работы были определены следующие показатели постановки голоса у учащихся.
Навык певческого дыхания:
певческая установка, обеспечивающая оптимальные условия для работы дыхательных органов;
глубокий, но умеренный по объему вдох при помощи мышц живота и спины в области пояса;
момент задержки дыхания, в течение которого фиксируется положение вдоха и готовится атака звука на заданной высоте;
постепенный и экономный фонационный выдох при стремлении к сохранению вдыхательной установки;
умение распределять дыхание на всю музыкальную фразу;
регулирование подачи дыхания в связи с задачей постепенного усиления или ослабления звука.
Навык певческой артикуляции:
отчетливое, фонетически определенное и грамотное произношение;
умеренное округление фонем за счет пения на скрытом зевке;
умение сохранять стабильное положение гортани при пении разных фонем, что является условием выравнивания гласных;
нахождение близкой и высокой вокальной позиции, что контролируется ощущением полноценного резонирования звука в области маски;
умение максимально растягивать гласные и очень коротко произносить согласные звуки в любом ритме и темпе.
Навык певческого звукообразования:
звонкость, “полетность” голоса;
близкая вокальная позиция;
ровность по тембру;
умеренное округление гласных;
нормальное, легкое вибрато;
отсутствие зажатости и перенапряжения звучания.
В соответствии с наличием выделенных нами показателей качества постановки голоса, в качестве критериев диагностики мы определили:
Умение воспринимать, т.е. на элементарном уровне анализировать и описывать словесно характер вокального звучания и качество вокального исполнения по выразительности, красоте, эмоциональности, чистоте исполнения.
Образное мышление, которое проявляется в богатстве ассоциаций, их яркости, нестандартности, объяснении своих образов и ассоциаций, характеристике образов.
Качество исполнения, характеризующее уровень развития певческого голоса по правильному интонированию первого звука и всей мелодии, звуковысотному и динамическому диапазону, тембральной окраске, вокальной позиции, ровности звука, его звонкости и полетности, степени напряженности при пении, разборчивости, осмысленности дикции, качества фонационного выдоха, эмоциональной выразительности исполнения.
Влияние развития двигательных умений и навыков на воспитание физических
качеств
Физическая подготовленность – это уровень развития двигательных умений и навыков физических качеств. Она является важным показателем не только физического, но и общего развития ребенка. В педагогических материалах еще в 30-е годы был поднят вопрос о так называемом «моторном паспорте» ребенка. Поэто ...
Использование информационных технологий при изучении обратных
тригонометрических функций
В многочисленных публикациях, как в нашей стране, так и за рубежом отмечается, что компьютер может быть использован при изучении естественно-математических и гуманитарных дисциплин для решения самых различных задач: выполнения сложных вычислительных операций, анализа результатов учебных эксперимент ...
Эмпирическое исследование уровня тревожности детей младшего школьного
возраста
Для современного положения детей в нашем обществе характерно социальная депривация, т. е. лишение, ограничение, недостаточность тех или иных условий, необходимых для выживания и развития каждого ребёнка. Хотя многие авторы рассматривают возможность коррекции уровня тревожности у детей различными ме ...
Обучение было и всегда будет, пока живет человечество. Можно сказать, что подготовка молодого поколения к участию в жизни общества путем передачи социального опыта есть неотъемлемая общественная функция во все времена и у всех народов.