Педагогика и образование » Нестандартные приемы обучения математике младших школьников как средство развития креативности » Педагогические условия эффективного развития креативности

Педагогические условия эффективного развития креативности

Страница 4

Как верно подметил Дж. Дьюи, общее внушение ребенку (или взрослому) подумать, независимо от существования в его личном опыте затруднения, смущающего его и выводящего из равновесия, является настолько же бесплодным советом, как и совет поднять себя за ушки от сапог. Звено порождения проблемы является наиболее специфической характеристикой творческого процесса мышления, поэтому создание условий для возникновения у ребенка вопросов и проблем составляет еще один пласт требований к построению программ обучения детей. Одним из таких важнейших условий является наличие другого человека, представляющего позицию, отличную от таковой у ребенка или взрослого, иными словами, возможность диалога ребенка с ребенком или со взрослым. Многочисленные исследования, проведенные в отечественной психологии, раскрывают это положение.

Программы развития креативности должны:

– обеспечивать самостоятельность в учении, т.е. обучение, руководимое самим ребенком;

– развивать методы и навыки исследовательской работы;

– развивать продуктивное мышление высокого уровня (творческое, критическое и логическое);

– поощрять и стимулировать выдвижение новых идей, разрушающих привычные стереотипы и общепринятые взгляды;

– поощрять создание работ с использованием различных материалов, способов и форм;

– развивать самопознание и самопонимание, воспитывать у детей уважение к индивидуальным особенностям каждого человека;

– учить детей оценивать результаты работы с помощью соответствующих критериев, поощрять оценивание работы самими учащимся.

Подводя итог обзору принципов построения программ обучения для детей, можно выделить три «кита», составляющие программу, – содержание, методы и условия развития.

Содержание – основано на изучении широких (глобальных) тем.

Методы – обеспечивают функционирование мыслительного процесса высокого уровня (творческое, критическое и логическое мышление), творческое обучение и самостоятельность в процессе приобретения знаний.

Условия проблемность и диалогичность обучения.

Составление программы обучения развития креативности – один из наиболее важных и сложных моментов в работе учителя или педагогического коллектива школы. Для того чтобы сделать это, надо определить ее структурные составляющие – глобальную тему, обобщения и тематические разделы из разных дисциплин.

На первой ступени обучения младшего школьника основное внимание уделяется развитию таких характеристик, как: беглость, гибкость, оригинальность и способность к разработке идей.

На 2-й ступени, развитию мыслительных процессов высокого уровня, без которых невозможно творческое решение проблем, – применение, анализ, синтез, оценивание и т.д.,

3-я ступень подразумевает вовлечение с в самостоятельное, управляемое им самим исследование, в решение реальных проблем, которые формулируют сами школьники в соответствии со своими индивидуальными потребностями и возможностями.

При этом в процессе формирования программы необходимо учитывать специфику творчества и творческого процесса.

Творчество – это создание объективно или субъективно нового. Для детей важна именно субъективная новизна их творческой деятельности. Эта субъективная новизна, создаваемая и переживаемая ребёнком, имеет важное развивающее и образовательное значение – через неё ребёнок усваивает общественный опыт предшествующих поколений. В этом – значение творчества для формирования личности.

В современном мире необходимо организовывать целостный педагогический процесс особым образом, так, чтобы одновременно с овладением необходимыми знаниями и умениями в учебной деятельности происходила социализация учащихся. В данном аспекте актуальность приобретают соотношения творчества, профессионализма и социализации.

Творческое развитие воспринимается как необходимый аспект полноценного, всестороннего развития личности, важное условие формирования у него профессионально – важных качеств и качеств, характеризующих личность, как полноценного и ценного члена общества, обладающего определенным уровнем профессионализма в конкретной сфере.

Как уже было сказано ранее, развитие творчества ребенка – основная цель образования, что определяет его содержание и функции.

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Еще по теме:

Сущность, цели и формы дифференцированного обучения
Главная цель средней общеобразовательной школы — способствовать умственному, нравственному, эмоциональному и физическому развитию личности, ...

Структура модульной системы обучения
Представить модульную систему обучения можно в виде структуры, приведенной на рисунке 1. На нем графически представлены основные этапы разр ...

Понятие социальная адаптация в отечественной и зарубежной психолого-педагогической литературе
По существу изучения проблема социальной адаптации личности находится на стыке различных отраслей знания и является важнейшим перспективным ...

Педагогика как наука


Педагогика как наука

Обучение было и всегда будет, пока живет человечество. Можно сказать, что подготовка молодого поколения к участию в жизни общества путем передачи социального опыта есть неотъемлемая общественная функция во все времена и у всех народов.

Категории

Copyright © 2018 - All Rights Reserved - www.directeducation.ru