Как верно подметил Дж. Дьюи, общее внушение ребенку (или взрослому) подумать, независимо от существования в его личном опыте затруднения, смущающего его и выводящего из равновесия, является настолько же бесплодным советом, как и совет поднять себя за ушки от сапог. Звено порождения проблемы является наиболее специфической характеристикой творческого процесса мышления, поэтому создание условий для возникновения у ребенка вопросов и проблем составляет еще один пласт требований к построению программ обучения детей. Одним из таких важнейших условий является наличие другого человека, представляющего позицию, отличную от таковой у ребенка или взрослого, иными словами, возможность диалога ребенка с ребенком или со взрослым. Многочисленные исследования, проведенные в отечественной психологии, раскрывают это положение.
Программы развития креативности должны:
– обеспечивать самостоятельность в учении, т.е. обучение, руководимое самим ребенком;
– развивать методы и навыки исследовательской работы;
– развивать продуктивное мышление высокого уровня (творческое, критическое и логическое);
– поощрять и стимулировать выдвижение новых идей, разрушающих привычные стереотипы и общепринятые взгляды;
– поощрять создание работ с использованием различных материалов, способов и форм;
– развивать самопознание и самопонимание, воспитывать у детей уважение к индивидуальным особенностям каждого человека;
– учить детей оценивать результаты работы с помощью соответствующих критериев, поощрять оценивание работы самими учащимся.
Подводя итог обзору принципов построения программ обучения для детей, можно выделить три «кита», составляющие программу, – содержание, методы и условия развития.
Содержание – основано на изучении широких (глобальных) тем.
Методы – обеспечивают функционирование мыслительного процесса высокого уровня (творческое, критическое и логическое мышление), творческое обучение и самостоятельность в процессе приобретения знаний.
Условия проблемность и диалогичность обучения.
Составление программы обучения развития креативности – один из наиболее важных и сложных моментов в работе учителя или педагогического коллектива школы. Для того чтобы сделать это, надо определить ее структурные составляющие – глобальную тему, обобщения и тематические разделы из разных дисциплин.
На первой ступени обучения младшего школьника основное внимание уделяется развитию таких характеристик, как: беглость, гибкость, оригинальность и способность к разработке идей.
На 2-й ступени, развитию мыслительных процессов высокого уровня, без которых невозможно творческое решение проблем, – применение, анализ, синтез, оценивание и т.д.,
3-я ступень подразумевает вовлечение с в самостоятельное, управляемое им самим исследование, в решение реальных проблем, которые формулируют сами школьники в соответствии со своими индивидуальными потребностями и возможностями.
При этом в процессе формирования программы необходимо учитывать специфику творчества и творческого процесса.
Творчество – это создание объективно или субъективно нового. Для детей важна именно субъективная новизна их творческой деятельности. Эта субъективная новизна, создаваемая и переживаемая ребёнком, имеет важное развивающее и образовательное значение – через неё ребёнок усваивает общественный опыт предшествующих поколений. В этом – значение творчества для формирования личности.
В современном мире необходимо организовывать целостный педагогический процесс особым образом, так, чтобы одновременно с овладением необходимыми знаниями и умениями в учебной деятельности происходила социализация учащихся. В данном аспекте актуальность приобретают соотношения творчества, профессионализма и социализации.
Творческое развитие воспринимается как необходимый аспект полноценного, всестороннего развития личности, важное условие формирования у него профессионально – важных качеств и качеств, характеризующих личность, как полноценного и ценного члена общества, обладающего определенным уровнем профессионализма в конкретной сфере.
Как уже было сказано ранее, развитие творчества ребенка – основная цель образования, что определяет его содержание и функции.
Сущность мотивации
Не смотря на постоянные усилия по выяснению природы потребностей, содержание этого понятия остается весьма неопределенным. Необходимо помнить, что понятие потребности вводится как теоретический конструкт для объяснения активности живых существ. В психологии давно произошел отказ от взглядов на мышл ...
Виды дидактических игр
Много игр с готовым содержанием и правилами создается в настоящее время педагогами. Среди дидактических игр различают игры в собственном смысле слова и игры-занятия, игры-упражнения. Для дидактической игры характерно наличие игрового замысла или игровой задачи. Существенным элементом дидактической ...
Соотношение содержания стандартов и примерных
программ
Примерные программы по истории для основной школы, старшей базовой и старшей профильной школы составлены на основе федерального компонента государственного стандарта общего образования. Примерные программы конкретизируют содержание предметных тем образовательного стандарта, дают примерное распредел ...
Обучение было и всегда будет, пока живет человечество. Можно сказать, что подготовка молодого поколения к участию в жизни общества путем передачи социального опыта есть неотъемлемая общественная функция во все времена и у всех народов.