Педагогика и образование » Развитие творческого воображения младшего школьника с нарушением слуха » Развитие творческого воображения на уроках предметно-практического обучения

Развитие творческого воображения на уроках предметно-практического обучения

Страница 2

В рамках этого вида деятельности обучение направлено на решение двух задач:

Формирование у учащихся умения изготавливать на основе одних и тех же исходных материалов (элементов реальности) самые различные изделия (объекты). Так, скорлупа грецкого ореха используется при изготовлении отдельных поделок в качестве основы: корпус лодки, горб верблюда и т.д. Та же скорлупа может выступать в качестве второстепенного элемента при создании более сложных объектов. Например: при изготовлении макета «Весна» из скорлупы можно сделать гнездо птицы на дереве, кочки под елками, проталины, зимнюю норку ежа; выполняя макет «Аэропорт», использовать эту же скорлупу для создания корпуса вертолета, самолета; в сложноразвернутый контекст макета «Река и сооружения на ней» включите уже готовые лодки из скорлупы; при помощи той же скорлупы можно выполнить декоративную отделку вазы, карандашницы.

Необходимо показать учащимся, что любой объект действительности, над которым они работают в рамках данного вида деятельности, может быть создан из самых разнообразных материалов и иметь несколько вариантов исполнения. Например, снег на макете может быть сделан из ваты, пенопласта, гофрированной бумаги, мелко нарезанной салфетки, в небольших количествах из сахара и соли и т.д. лед может быть изготовлен из фольги, прозрачного или матового стекла, пластика, целлулоида и пр. таким образом, важно ознакомить учащихся с различными способами решения поставленной задачи, сформировать у них навык вариативного выполнения любого задания, а это развивает их творческую активность. «У детей узнавание нового, – считает Н.С. Лейтес, – вызывает встречную активность, их умственный тонус побуждает к неиспробованным ходам мысли, к напряженности поиска, именно к творческим усилиям». В такой деятельности у учащихся формируются сложные механизмы по переконструированию опята, лежащие в основе функционирования процесса воображения и позволяющие интегрировать разнообразные элементы реальности (подчас совершенно различные по своему функциональному назначению) в единое целое в соответствии с определенным замыслом. По сути дела, речь идет о формировании направленности процессов воображения, развития у школьников способности не просто реконструировать имеющиеся представления, а создавать на их основе абсолютно новые образы.

Некоторые виды работ из разных материалов, доступные для выполнения детьми

Мозаика из зерен кукурузы, яичной скорлупы, янтарной крошки. Выполнение мозаичных работ предусматривается программой по конструированию в начальных классах. Поэтому дети уже имеют навыки работы с мозикой. Вместе с тем, необычность и новизна предлагаемых материалов для мозаики активизируют воображение учащихся, направляя их на поиски способов решения замысла. Задача заключается в том, чтобы ознакомить учащихся с различными приемами использования этих материалов.

Работа с жестью. Изготовление чеканок на заданную тему с предварительным выполнением индивидуальных эскизов.

Работа с ракушками. Выполнение аппликаций и объемных подделок из ракушек различной формы и величины.

Работа над созданием картины с двигающимися фигурками. Это задание может заменить выполнение серии аппликаций по прочитанному рассказу(сказке), предусмотренное программой в разделе «Аппликационные работы». Картина изготавливается таким образом, чтобы фигурки действующих лиц, управляемые самими учащимися, двигались в специальной прорези в различных направлениях. Фон, на котором разворачивается сюжет, – статичный (аппликация, рисунок), а фигурки перемещаются в соответствии с развитием сюжетной линии. Такой вариант выполнения работы в наибольшей степени отвечает теме, поскольку помогает лучше воссоздать последовательность событий и наиболее адекватно отразить содержание произведения.

Предложенные виды работ сами по себе не обеспечивают развития творческого воображения. Важно в рамках этих видов деятельности проводить целенаправленную работу по формированию операционного компонента воображения.

Содержание уроков предметно-практического обучения:

Планируя работу по развитию творческого воображения учащихся на уроках предметно-практического обучения (ППО), целесообразно внести некоторые изменения в содержание работы.

Изменение содержания некоторых программных тем за счет объединения нескольких тем в одну (с учетом существующих между ними логических связей). Например, можно существенно расширить тему «Город», включив в нее не только изготовление макета (как того требует программа), но и создание плана улицы, площади (что в программе относится к разделу «Моделирование из бумаги»), изготовление светофора, включенное в раздел «Конструирование из металлического «Конструктора», а также транспортных средств, что выделено в программе в отдельную тему в разделе «Работа с разными материалами».

Страницы: 1 2 3 4 5

Еще по теме:

Эволюция создаваемой компьютером виртуальной реальности
Истоки компьютерной технологии лежат в попытках представить конкретную реальность в виде чисел. Физики используют компьютеры для разработки ...

Виды чтения
Вопрос о видах чтения в настоящее время является наиболее разработанным и одновременно терминологически наименее устоявшимся. В исследовани ...

Формирование позитивного мышления в студенческом возрасте
Рассматривая студенчество как «особую социальную категорию, специфическую общность людей, организованно объединенных институтом высшего обр ...

Педагогика как наука


Педагогика как наука

Обучение было и всегда будет, пока живет человечество. Можно сказать, что подготовка молодого поколения к участию в жизни общества путем передачи социального опыта есть неотъемлемая общественная функция во все времена и у всех народов.

Категории

Copyright © 2018 - All Rights Reserved - www.directeducation.ru