Все перечисленные темы представлены в программе по ППО, как самостоятельные, не связанные друг с другом, изолированные. Более логичным будет их объединение в одну тему и создание единого макета, воссоздающего структуру города. Каждый из изготовленных объектов можно поместить в характерную для него среду. Например, светофор – на перекресток магистралей, различные транспортные средства – на дороги построенного школьниками «города». Более того, выполненные на предыдущих занятиях объекты так же можно включить в макет, что поможет учащимся получить целостную картину города, а не отдельные разрозненные представления. Тромбофлебит на ногах симптомы лечение Производственная Компания Солнышко.
В предыдущих разделах отмечалось, что глухие дети испытывают значительные трудности в овладении обобщениями, имеют склонность к использованию слов в узком, конкретном значении. Изготавливая на уроках ППО единичные объекты и не включая их в смысловой контекст, мы отнюдь не способствуем формированию у учащихся целостного восприятия мира и представлений о взаимосвязи всех его явлений. Изучение уровня развития воображения неслышащих детей также продемонстрировало, что учащиеся в процессе творческой деятельности редко создают развернутые изображения и, как правило, не включают объекты в какую-либо приметную среду или сюжет. Они склонны к изображению единичных, изолированных объектов, не связанных друг с другом логическими связями. Поэтому, если мы хотим развить у детей пластичность и гибкость воображения, сформировать у них целостное видение мира, то нужно целенаправленно работать вы этом направлении. А поэтому желательно изменить порядок следования тем, предписанный программой, для того чтобы обеспечить постепенное логическое подключение одной темы к другой и сформировать в итоге единое комплексное представление об окружающей действительности. Это относится, например, к указанной теме «Город», которая включена в программу 2-й четверти третьего класса, т.е. предшествует заданию по изготовления светофора, макетов «Железная дорога и сооружения на ней», «Река и сооружения на ней», транспортных средств. Можно включить в программу предварительное изготовление некоторых из этих объектов, а потом (в 3-й четверти) создавать макет «Город», объединяющий все указанные объекты.
В некоторых случаях можно не объединять темы, а лишь расширять одну из основных, добавляя разнообразные детали с целью формирования у глухих учащихся более полных и развернутых представлений о мире. Например, в программный раздел «Конструирование из металлического «Конструктора» (1 четверть) включена тема «Подъемный кран». Лучше предложить тему «Строительство», благодаря чему учащиеся получают обющее представление о том, что такое стройка, какие машины используются при строительстве новых домов, как работают люди на стройке, что они делают и т.д.
Такого же рода изменения можно осуществить, расширив тему «На горе» (2-я четверть), и заменить на тему «Зимние забавы детей» (3-я четверть), включив в контекст макета не только изображение снежной горки и катающихся на ней детей, но и лыжников, ребят строящих снежную крепость (снеговика), играющих в снежки, катающихся на катке.
Так, изменения в тематике уроков ППО состоят в том, что объединяются несколько программных тем в одну на основе единого смыслового содержания; изменяется порядок следования тем; расширяется содержание некоторых тем с целью формирования у учащихся более глубоких, системных представлений об окружающей их действительности.
Таким образом, развитию творческого воображения на уроках предметно-практической деятельности способствуют следующие условия:
Использование на начальном этапе обучения специальных заданий на конструирование, которые выполняются учащимися на предметно-действенном уровне. Эти задания способствуют формированию у детей конструктивных навыков, способности к многократному переконструированию заданных элементов с целью нахождения возможных вариантов решения поставленной цели.
Использование заданий, моделирующих деятельность воображения на наглядно-образном уровне. Они формируют у учащихся способность осуществлять все операции по переконструированию элементов во внутреннем плане, а не на уровне предметных действий.
И те и другие задания направленны на формирование у учащихся комбинаторных механизмов воображения и, в первую очередь, операции «включения», позволяющей создавать на основе одного и того же элемента самые различные образы.
Использование на уроках предметно-практического обучения (ручного труда) широкого ассортимента природных и синтетических материалов для обогащения чувственного опыта учащихся, расширения у них объема представлений об окружающей действительности, т.е. с целью формирования структурных компонентов творческого воображения.
Направления в зарубежной педагогике
С начала ХХ в. в западном обществе нарастало недовольство существующей системой образования. Традиционная система образования с ее схоластикой, словесным обучением и оторванностью от общества уже не могла удовлетворять возникающие новые потребности. Обучение, направленное только лишь на передачу оп ...
Письмо как вид деятельности: особенности, структура, операции
процесса письма
Согласно общепринятому определению, письмо - знаковая система фиксации речи, позволяющая с помощью начертательных (графических) элементов передавать речевую информацию на расстоянии и закреплять её во времени. Устная речь формируется первой, в то время как письменная использует все ее готовые механ ...
Российское образование в конце XIX – начале XXI века
С начала 70‑х гг., а в особенности при Александре III, вновь восторжествовала реакция. Школа опять стала сословной. Новый министр, И.Д. Делянов, в 1887 году издал знаменитый циркуляр, где говорилось, что гимназии и прогимназии следует освободить «от поступления в них детей кучеров, лакеев, по ...
Обучение было и всегда будет, пока живет человечество. Можно сказать, что подготовка молодого поколения к участию в жизни общества путем передачи социального опыта есть неотъемлемая общественная функция во все времена и у всех народов.