Педагогика и образование » Развитие экономического мышления - путь социализации личности учащихся

Развитие экономического мышления - путь социализации личности учащихся

Страница 13

6. Качество демократичности НЖС может быть раскрыто через такие понятия, как гласность и осведомленность (реализация права гражданина "знать и участвовать"), обратная связь индивида и групп с институтами, принимающая решения относительно НЖС, открытость этой среды, взаимная терпимость и уважение людей, здесь живущих.

7. Качество коммуникативности НЖС в содержательном плане означает наличие блока общих ценностей (консенсус), установка на взаимопонимание, развитие навыков диалогического общения и правил общежития; в структурном - наличие развитой системы локальных и универсальных связей общения, механизмов их сохранения во времени.

8. Защитная функция НЖС состоит в ее роли гаранта действенности главных социальных ценностей и осуществления гражданских прав людей, обеспечения их безопасности и психологического комфорта, в выполнении "барьерных функций" (фильтр) по отношению к воздействию внешней среды (снятие средового стресса и общего антропоэкологического напряжения и утомления), в конечном счете - в сбережении физических и интеллектуальных ресурсов.

9. Под идентифицируемой понимается та НЖС, которую считает знакомой, обжитой, "персонализированной", в конечном счете своей. Здесь очевидна связь с функциями адаптации и стабилизации, однако с индивидуальной, социально-психологической точки зрения.

Ключевая методологическая позиция нашего подхода - диалектическое двуединство основных функций НЖС. Так по целям своего функционирования она должна быть одновременно адаптирующей и развивающей. По значению функции НЖС должны быть одновременно локальными и всеобщими, универсальными. По типу организации НЖС одновременно есть объект, деятельность которого направляется обществом и самоорганизуется, самоуправляется местным населением. Наконец, по своему предметному содержанию она представляет собой разнокачественную совокупность, начиная от "внешних" материальных и социальных предметов и вплоть до субъективной среды индивида, ее глубинных социальных и психологических смыслов.

Следующий шаг декомпозиции жизненной среды - это выявление иерархии элементов ее составляющих. С точки зрения организации процессов социального воспроизводства и возможностей его регулирования в этой иерархии есть пять основных элементов:

1. Внутренняя среда индивида, т.е. моделируемое сознанием представление о "своей" среде, ее совокупный образ. Можно сказать, что это мысленная модель жизненной среды индивида, ее некоторая нормативная концепция. Основа этой модели - ядро жизненно-важных ценностей плюс представление о способах (ресурсах) их реализации. Степень субъективности этой среды, естественно, наивысшая, так как она постоянно воспроизводится индивидуальным сознанием.

2. Первичная экоструктура индивида, т.е. его необходимое жизненное пространство, собственная "персонализированная среда обитания. Степень ее субъективности очень высокая, контакты постоянны, носят личностный и часто интимный характер, основа организации - семейно-групповые ценности и нормы.

3. Групповая экоструктура. Здесь уже главным действующим лицом является неформальное объединение (группа). Это - среда сообщества, возникающая на основе общности целей и увеличенных ресурсных возможностей, создаваемых внутригрупповым разделением труда. Степень субъективности этой среды в целом высокая, однако зависит от статуса индивида в группе, этим же регламентируется и доступ к ресурсам.

4. Организация (школа, учреждение, институт). Это также среда сообщества, но институционально организованного, формального. Здесь индивида окружают ролевые ожидания, возникающие на основе организационных установлений (норм, правил, предписаний).

5. Внешняя среда. Для индивида это, прежде всего нормативно-ценностный фон, т.е. нормы-рамки, а также нормы-цели, т.е. общественные ориентиры и идеалы. Это - объективная, но подчиняемая желаниям и действиям индивида среда.

Создание такой жизненной среды, которая способствовала бы воспроизводству нужных сегодня обществу человеческих качеств, не требует значительных дополнительных материальных ресурсов. Достижение названной цели потребует прежде всего изменений в общественном сознании и психологии как учителей, так и учащихся, которые бы выдвинули проблему человеческих качеств и среды их воспроизводства в разряд центральных ключевых проблем реформ. Подчеркнем еще раз: именно от формирования человеческих качеств зависит перевод социальной системы на "рельсы" социального развития. Надлежащие принципы организации жизненной среды - важное средство социализации личности учащихся. Рассматривая процессы социализации в определенном обществе в конкретно-исторический период, необходимо принимать во внимание, что социально значимые элементы культуры имеют здесь свою пространственно-временную и социально-структурную распределенность, границы которой важно знать, чтобы выявить локусы социализации и их дифференцированную доступность для членов общества в разные возрастные периоды. Выделение в культуре ее специализированных и неспецифичных сфер позволяет отличить процессы и институты, связанные с приобретением знаний и навыков при специальной профессиональной подготовке от тех, что характерны для общего образования и непосредственного внепрофессионального жизненного опыта. Конкретизировать содержание социализации можно, обратившись к концепции образа жизни членов общества. В качестве его структурных составляющих выделяются модусы социокультурной жизнедеятельности людей, т.е. общераспространенные и культурно установленные "поля" самореализации людей как представителей общества и культуры. Если рассматривать их с точки зрения содержания приобретаемых и используемых знаний и навыков, можно выделить следующие:

Страницы: 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18

Еще по теме:

Краткая история становления психодиагностики как науки
Корни психологической диагностики и психодиагностического метода уходят в глубь веков. Одно из первых упоминаний о психодиагностики было на ...

Клиническая и психолого-педагогическая характеристика детей с интеллектуальной недостаточностью
Интеллектуальная недостаточность является одной из форм пограничных интеллектуальных нарушений и занимает промежуточное положение между инт ...

Зона ближайшего развития
Выготский определяет ЗБР так: “Дистанция между настоящим уровнем развития, обусловленным способностью самостоятельно решать задачи, и уровн ...

Педагогика как наука


Педагогика как наука

Обучение было и всегда будет, пока живет человечество. Можно сказать, что подготовка молодого поколения к участию в жизни общества путем передачи социального опыта есть неотъемлемая общественная функция во все времена и у всех народов.

Категории

Copyright © 2018 - All Rights Reserved - www.directeducation.ru