Педагогика и образование » Роль экскурсий в развитии наблюдательности у младших школьников » Методика подготовки и проведения экскурсий по естествознанию

Методика подготовки и проведения экскурсий по естествознанию

Страница 3

По материалам проведенных наблюдений обязательно организуется беседа. Она может проводиться одновременно с наблюдениями: учитель дает задание, дети выполняют его, сразу говорят о результатах своих наблюдениях. Иногда можно давать сразу несколько заданий, учащиеся выполняют их, затем через определенное время по сигналу учителя собираются в указанном месте, где и проводится беседа.

В конце каждой экскурсии подводится итог. В нем выделяются те основные сведения, которые дети узнали на экскурсии.

Иногда на экскурсии дети делают сбор природного материала, который должен быть строго ограничен - ровно столько, сколько нужно для последующей работы в классе. Кроме того, должны быть строго определены объекты для сборов. Без ущерба для природы можно собирать опавшие листья, растения-сорняки, ветки деревьев и кустарников после обрезки и расчистки посадок, насекомых-вредителей, например колорадского жука, бабочку-капустницу, репницу и др. Сразу после экскурсии сделанные сборы необходимо привести в порядок: растения заложить в гербарные сетки для просушки или поставить в воду, насекомых поставить в банки с частью растений, которыми они питаются, банки обвязывать марлей, чтобы поступал воздух. Без этого многое погибнет - испортится, и к моменту изучения в классе не сможет быть использовано. Учителю необходимо чётко определить какие объекты подлежат сбору, а какие нельзя собирать ни в коем случае. По некоторым экскурсиям делаются записи в "Дневниках наблюдениях".

Сбор любых живых объектов должен быть целесообразным, а сами объекты должны быть использованы впоследствии для пополнения школьных пособий или подробного изучения в классе. В противном случае достаточно провести наблюдение на экскурсии. Это способствует выработке у школьников природоохранных навыков и экологическому воспитанию не на словах, а на деле.

Из собранных материалов и рисунков можно организовать выставку по теме экскурсии. Обработанные материалы экскурсии обсуждают в классе. Лучшие материалы передают в школьный кабинет для последующего использования в классной работе.

Экскурсия может считаться законченной, когда проведены все необходимые работы, наблюдения, а собранный материал в достаточной мере проработан и подведены итоги экскурсии. Учащиеся обрабатывают свои экскурсионные записи, рисунки, собранные материалы. Содержание записей, дневников оформляется в виде выводов или кратких сообщений.

В заключении необходимо оценить качество работы учащихся на экскурсии и при подведении итогов, выставить оценки.

Время проведения экскурсии с младшими школьниками не должно превышать 45 минут, т.к. более длительные экскурсии утомляют учащихся или требуют некоторого перерыва в работе и отдыха.

Во время подготовки к экскурсии дети должны ознакомиться с Памяткой для проведения наблюдений в природе.

Итак, организуя наблюдения, учитель должен принимать во внимание следующие рекомендации:

Четко формулировать перед учащимися общую задачу наблюдения и более конкретные частные задачи.

Организовать условия для возможно более эффективного наблюдения: продумать место наблюдения, расположение объектов, рациональное размещение детей.

Намечать план и способы наблюдения, готовить вопросы которые будут заданы во время последовательного рассмотрения объекта, а также пот ходу диалога с детьми.

Страницы: 1 2 3 4

Еще по теме:

Проведение зачетного занятия по рисованию
Тема: «Декоративное рисование по мотивам Дымковской росписи» Программное содержание: - Закрепить навыки рисования элементов дымковской росп ...

Принцип постепенного повышения требований
Этот принцип выражает общую тенденцию требований, предъявляемых к занимающимся в процессе физического воспитания, которая заключается в пос ...

Введение краеведческого материала в урок литературы
Решающее значение для организации литературно-краеведческой работы в школе имеет предварительная самоподготовка учителя, его знакомство с и ...

Педагогика как наука


Педагогика как наука

Обучение было и всегда будет, пока живет человечество. Можно сказать, что подготовка молодого поколения к участию в жизни общества путем передачи социального опыта есть неотъемлемая общественная функция во все времена и у всех народов.

Категории

Copyright © 2018 - All Rights Reserved - www.directeducation.ru