Педагогика и образование » Методика организации проблемного обучения на уроках технологии в школе в целях активизации учащихся » Развивающие возможности методической системы, направленной на активацию познавательной деятельности

Развивающие возможности методической системы, направленной на активацию познавательной деятельности

Страница 1

Рассмотрение путей повышения активности учащихся А.Я. Найн начинает с того элемента модели, который обычно только подразумевается, но, видимо, представляется нейтральным по отношению к рассматриваемой проблеме, - с изучаемого предмета. Сокращение доли лекционных часов при одновременном уменьшении общего времени аудиторных занятий будет обязательным компонентом перестройки учебного процесса, и это требует от вузовских преподавателей по-новому взглянуть на то, что и как выносить на урок.

Большинство преподавателей согласны с тем, что многолетний упор на расширение объема изучаемого материала привел к перегрузке учеников и в настоящее время наносит прямой ущерб развитию у них навыков самостоятельной, творческой работы.

Согласны они и с тем, что необходимо за счет лекционных часов увеличить долю практических и лабораторных занятий. Однако не секрет, что почти каждому преподавателю представляется, что неоправданно раздуты «чужие» курсы, а вот ему-то как раз и не хватает времени для изложения логики развития и современного состояния своего предмета.

Выход здесь, очевидно, состоит именно в повышении системности объекта, что, применительно к изучаемому материалу, означает не наращивание его объема, а увеличение организованности, упорядоченности его изучения.

Таким образом, прежде всего речь идет о повышении системности учебных планов, т.е. более жестком, целенаправленном отборе обязательных курсов; более глубокой проработке межпредметных связей; увеличении фундаментальности в теоретической подготовке; обеспечении необходимого разнообразия форм обучения за счет индивидуализации учебных планов, в том числе путем увеличения числа курсов по выбору и т.д.

Можно сформулировать некоторые общие принципы структурирования содержания учебных дисциплин. Практика показывает, что эти принципы пригодны для преподавания точных и ряда естественных (а также некоторых гуманитарных) наук. Основная идея состоит в том, что сумма знаний, накопленных каждой дисциплиной, в конечном счете выражается в виде совокупности моделей, с помощью которых объясняется или предсказывается ход реальных событий, а также планируются эксперименты с целью уточнения самих этих моделей. Поэтому самым экономным способом представления учебного предмета является изложение, объяснение его опорных структур.

При таком подходе к организации обучения той или иной дисциплине ученики должны пройти все этапы построения моделей: выделение их элементов, затем — описание существенных взаимодействий между ними с помощью измеряемых параметров и, наконец, выяснение структуры моделей и их функционирования. Не следует опасаться, что такое изложение обеднит, упростит, выхолостит содержание предмета.

Наоборот, при этом неизбежно потребуется отразить такие особенности реальных сложных систем, как изменчивость, динамичность их развития, и причину этого — единство и борьбу противоположностей; потенциальную неограниченность числа возможных связей (взаимодействий) между элементами и необходимость и достаточность учета конечного числа наиболее существенных из них; необходимость качественного и количественного описания характеристик и параметров системы и их элементов; иерархичность моделей (понятий, законов, теорий), их «вложенность» друг в друга и многое другое, что, по существу, является фундаментальным знанием, стержнем любой, даже узкоспециальной, дисциплины.

Примеры конкретного осуществления предлагаемого структурирования содержания некоторых учебных предметов содержатся в ряде работ. Здесь отметим лишь, что после того, как введены исходные элементы и базовые модели, наступает этап структурирования все более и более крупных, сложных понятий, тем и разделов курса. Вскоре дальнейший перебор всех возможных комбинаций становится не только бесперспективным из-за их многочисленности, но и ненужным по существу. Достаточно остановиться на рассмотрении лишь некоторых (важных, известных, проработанных и т. п.) комбинаций, что обычно и делают на практике.

Страницы: 1 2 3

Еще по теме:

Объект и предмет педагогики
Свое название педагогика получила от греческих слов «пайдос» - дитя и «аго» - вести. В дословном переводе «пайдогогос» означает «детоволитель». Педагогом в Древней Греции называли раба, который в буквальном смысле слова брал за руку ребенка своего господина и сопровождал его в школу. Учительствовал ...

Определение задач и содержания социально-личностного развития слепоглухих детей в процессе их обучения и воспитания
Такое отклонение, как нарушение зрения и слуха, значительно осложняет социальное развитие детей, они сталкиваются с многочисленными трудностями в их социальной реабилитации. Ребенок, родившийся слепоглухим, – особый ребенок. Эти особенности – результат воздействия определенных факторов, делающих сл ...

Особенности речи у дошкольников с нарушением зрения
Исследованиями З Г. Ермолович, С. Л. Жильцовой, М. И. Земцовой, Н.С. Костючек, Н. А. Крыловой, Л. И. Солнцевой и другими установлено, что усвоение речи слабовидящими детьми осуществляется, как и зрячими, также в процессе общения. Однако в силу нарушения деятельности зрительного анализатора, у них ч ...

Педагогика как наука


Педагогика как наука

Обучение было и всегда будет, пока живет человечество. Можно сказать, что подготовка молодого поколения к участию в жизни общества путем передачи социального опыта есть неотъемлемая общественная функция во все времена и у всех народов.

Категории

Copyright © 2021 - All Rights Reserved 0.0547