Педагогика и образование » Формирование здорового образа жизни воспитанников коррекционной школы как важное направление деятельности социального педагога » Модели формирования здорового образа жизни детей и подростков

Модели формирования здорового образа жизни детей и подростков

Страница 2

Процесс принятия решений, касающихся здоровья, имеет и другие аспекты: отношения к поведению и нормативных представлений. Другими словами, принимающий решение сначала оценивает, что принесёт ей (ему) данный образ действий, а потом прикидывает, что о ней (нём) подумают другие люди, если она (он) будет вести себя именно таким образом.

Чтобы понять это, нужно рассмотреть, какие потребности молодёжи удовлетворяет курение. У тех детей, которые подвергались воздействию табачного дыма из-за курения окружающих (пассивное курение), возникают многочисленные проблемы со здоровьем. Они чаще оказываются жертвами респираторных заболеваний, хуже растут, им труднее учиться, чем детям некурящих родителей. Эти факторы, усугубляющиеся частыми пропусками уроков из-за болезней, а потом и из-за прогулов, приводят к школьной неуспеваемости. Отставание от школьной программы ведёт к потере интереса, трудностям, в свою очередь ещё больше ухудшающим успеваемость, а, в конечном счёте, к низкой самооценке, потере самоуважения в том, что касается сферы учения. Неадекватное восприятие собственной внешности также ассоциируется с большей опасностью курения. Курение приводит к завышенному представлению о внешних данных и собственной значимости, создавая, таким образом, положительное отношение к своему поведению. Нормативные представления также способствуют тому, что молодые люди думают, будто окружающие станут больше уважать их, если они курят. Все эти социальные и психологические факторы тесно переплетаются, оставляя где-то на периферии знание о той угрозе здоровью, которую несёт курение. Ребёнку может быть свойственно отношение к курению как делающему его взрослее и одновременно нормативное представление, согласно которому мать будет сердиться и накажет его. В этом случае нормативное представление перевешивает отношение, и у ребёнка складывается намерение не курить (пока!). С другой стороны, подросток может думать, будто курение успокаивает, помогает снижению веса, а референтной группой для него являются уже не родители, а сверстники, среди которых он станет более популярен, если начнёт курить; в результате у подростка формируется намерение начать курить. Намерение приводит к поведению, и все желаемые подростком цели оказываются достигнуты.

Образовательная, делающая упор на принятие решений модель, ориентируется на индивида, однако, ясно, что решения не всегда принимаются им лично. Причинами, заставляющим людей вести здоровый или нездоровый образ жизни, оказываются социальные обстоятельства, действия правительства, загрязнение окружающей среды или низкий финансовый статус. Например, дешёвые и легко приобретаемые сигареты, реклама табака могут подтолкнуть к началу курения. Недостаток денег, отсутствие продуктов питания, традиции и семейные предпочтения и представления могут определять то, что человек ест. Поэтому появилась радикально-политическая модель, которая делает шаг дальше по сравнению с образовательной и включает в себя содействие становлению здорового образа жизни в целом. Иногда требуется изменить внешние обстоятельства, чтобы помочь принятию правильных с точки зрения здоровья решений, создавая среду обитания, которая способствовала бы рациональному образу жизни.

Решение вопросов создания такой среды требует учёта, по крайней мере, следующих факторов:

- социально-экономические, обуславливающие виды, формы участия и ответственность различных звеньев социально- экономических структур в формировании, сохранении и укреплении здоровья своих членов, формирование такой работы и обеспечение нормативных условий для профессиональной деятельности;

- образовательно-воспитательные, обеспечивающие формирование жизненного приоритета здоровья, воспитание мотивации на ЗОЖ и обучение методам, средствам и способам достижения здоровья, умению вести пропагандистскую работу по здоровью и здоровому образу жизни;

- семейные, связанные с созданием условий для ЗОЖ в семье и ориентацией каждого из её членов на здоровье, на финансирование в семье ЗОЖ;

- медицинские, направленные на диагностику состояния здоровья, разработку рекомендации по ЗОЖ, эффективную профилактику;

- культурологические, связанные с формированием культуры здоровья, организацией досуга населения, популяризацией вопросов здоровья и ЗОЖ, этнических, общинных, национальных, религиозных и других идей, традиций, обрядов обеспечения здоровья и т.д.;

Страницы: 1 2 3 4

Еще по теме:

Спецификация народного воспитания в России: историко-педагогический аспект
Исследования проблемы народного воспитания современными учеными дают право утверждать, что в педагогической науке сложилась концепция народ ...

Содержание технологического образования школьников
Анализ программы 1. Общие сведения о программе. Программа общеобразовательных учреждений (трудовое обучение) 1-4, 5-11 классы. Программа по ...

Проблемы ребёнка при поступлении в школу
Для многих детей поступление в школу может стать трудным испытанием. Хотя бы с одной из следующих проблем сталкивается каждый ребенок: = ...

Педагогика как наука


Педагогика как наука

Обучение было и всегда будет, пока живет человечество. Можно сказать, что подготовка молодого поколения к участию в жизни общества путем передачи социального опыта есть неотъемлемая общественная функция во все времена и у всех народов.

Категории

Copyright © 2018 - All Rights Reserved - www.directeducation.ru