- экологические, обуславливающие адекватное для ЗОЖ состояние окружающей среды и рациональное природопользование;
- личностные, ориентирующие каждого конкретного человека на формирование, сохранение и укрепление своего здоровья и устанавливающие ответственность личности за своё здоровье.
Представленный далеко не полный перечень факторов, обеспечивающих поддержку здоровья граждан, предполагает координацию усилий ведомств и структур, компетентных за решение тех или иных аспектов здоровья. Имеющиеся в настоящее время программы формирования ЗОЖ часто ориентированы лишь на медицинские аспекты здоровья, не учитывают психолого-педагогические проблемы развития личности, её индивидуальные, типологические, возрастные и половые особенности. Именно на учёт данных факторов ориентирована социально-педагогическая модель формирования ЗОЖ.
Если объединить достоверную медицинскую информацию, даваемую профилактической (медицинской) моделью, навыки, требующиеся для принятия решений, развиваемые в рамках образовательной модели, дающей психологическую поддержку, и поддерживающее здоровый образ жизни окружение, обеспечиваемое элементами радикально-политической модели, возникает социально-педагогическая модель. Нет сомнения в том, что для успеха школьного обучения здоровому образу жизни должны быть выполнены все эти условия. В этой модели отражены все социальные, педагогические и психологические воздействия, которым подвергается индивид. Она обеспечивает взгляд на личность с точки зрения её социализации и ресоциализации. Главным положением здесь является педагогизация окружающей среды – обеспечение позитивного и компенсация негативного влияния факторов среды на человека путём социально-педагогической деятельности.
Социально-педагогическая деятельность в области формирования ЗОЖ – это разновидность профессиональной деятельности, направленная на оказание помощи ребёнку в процессе его социализации, освоения им социокультурного опыта и на создание условий для его самореализации. В процессе обучения личность приобретает социальный опыт, который, будучи субъективно усвоенным, становится неотъемлемой её частью.
Социально-педагогическая модель формирования ЗОЖ предусматривает создание условий формирования жизненных ценностей с установкой на здоровый образ жизни, то есть создание программной системы организованной деятельности, в которой создаются условия, конкретные формы и способы в соответствии с поставленными целями и задачами, предполагая разнообразную, достаточно свободную, творчески самоуправляемую деятельность ученика, сотворчество, партнёрское взаимодействие. Социально-педагогическая модель призвана объединить усилия всех взрослых, окружающих ребёнка (родителей, воспитателей, врачей, учителей и др.), с целью создания вокруг него атмосферы, наполненной потребностями, традициями и привычками здорового образа жизни. Таким образом, с ранних лет формируется определённая культура поведения и соответствующий стиль жизни.
Всю свою деятельность по формированию здорового образа жизни социальный педагог проводит с учётом возрастных и индивидуальных морфофизиологических и психологических особенностей детей и взрослых. При этом особое внимание следует уделять таким возрастным этапам, как дошкольный, подростковый и юношеский, когда имеет место особенно интенсивный рост и перестройка функционального состояния всех систем жизнедеятельности развивающегося организма. Обязательными также являются научно-обоснованные представления о стадиях полового развития девочек и мальчиков. Существенное значение имеет и правильная оценка ситуации в семье, группе детского сада, классе школы, неформальном объединении и клубе подростков.
Социально-педагогическая модель формирования ЗОЖ сочетает нравственное просвещение и практическую деятельность школьников, а также в этой деятельности специально проецируются, координируются нравственные отношения детей друг с другом, с коллективом, с обществом. В этих условиях дети не просто усваивают сумму правил и норм ЗОЖ, но и накапливают личный опыт соответствующего поведения, привычек, превращающихся в мотивы поведения и убеждения.
Социально-педагогическая модель формирования ЗОЖ предусматривает поэтапное формирование здорового образа жизни:
Усвоение знаний о здоровом образе жизни, профилактике заболеваний.
Разработка методического пособия по информационным знакам и знакам
сервиса
Сценарий урока №1 Тема: Информационные знаки Класс: 11 Время: 45 мин. Образовательные цели урока - учащиеся должны усвоить следующие знания: Ознакомиться с понятием об информационных знаках. Формирование мотивационно-поведенческой культуры ребенка в условиях общения с дорогой. Развивающие цели урок ...
Воспитание и самовоспитание
Прогрессивные педагоги понимали воспитание как «общественный институт, призванный с нежного возраста готовить людей с помощью наставлений и примера, убеждением и принуждением к практической деятельности и к неуклонному применению в жизни усвоенных правил»(Г. Сент-Джон). Воспитание как говорилось вы ...
Социальная обусловленность ценностей
образования
Существенным для индивидуального ценностного самоопределения является не только содержание ценностей, но и их динамика. Механизм трансляции ценностей невозможен без символической формы. Нереализуемые ценности представляют опасность не только для индивида, но и для общества, поскольку поиски реализа ...
Обучение было и всегда будет, пока живет человечество. Можно сказать, что подготовка молодого поколения к участию в жизни общества путем передачи социального опыта есть неотъемлемая общественная функция во все времена и у всех народов.