Педагогика и образование » Тематический контроль знаний учащихся как эффективный процесс обучения химии » История развития оценочной системы

История развития оценочной системы

Страница 2

низкая стимулирующая, диагностическая и прогностическая функция пятибалльной системы оценивания;

использование неудовлетворительной отметки (двойки, тройки при пятибалльной системе), как средства наказания, подавления личности, нагнетания страха и тревожности как у школьников, так и их родителей;

завышенные критерии оценки для тех учащихся, которые в силу своих индивидуальных особенностей не могли достичь требуемых результатов для получения отметки «три»;

обеспечение социальной защищённости личности учащегося при десятибалльной системе;

создание условий для формирования адекватной самооценки личности учащегося;

восходящий принцип оценивания при 10-балльной системе, т.е. отсутствие неудовлетворительных отметок;

интегративный подход в оценивании учебных достижений учащихся с учётом индивидуальных свойств личности (индивидуальности) и личностных качеств.

Основными функциями 10-балльной системы оценки результатов учебной деятельности учащихся являются:

образовательная, ориентирующая педагога на использование разнообразных форм, методов и средств контроля результатов обучения, содействующих продвижению учащихся к достижению более высоких уровней усвоения учебного материала;

стимулирующая, заключающаяся в установлении динамики достижений учащихся в усвоении знаний, характера познавательной деятельности и развитии индивидуальных качеств и свойств личности на всех этапах учебной деятельности;

диагностическая, обеспечивающая анализ, оперативно-функциональное регулирование и коррекцию образовательного процесса и учебной деятельности;

контролирующая, выражающаяся в определении уровня усвоения учебного материала при различных видах контроля и аттестации учащихся;

социальная, проявляющаяся в дифференцированном подходе к осуществлению контроля и оценке результатов учебной деятельности учащихся с учетом их индивидуальных возможностей и потребностей в соответствии с социальным заказом общества и государства.

Для оценки результатов учебной деятельности учащихся выделяется пять уровней усвоения учебного материала.

Первый уровень (низкий) – действия на узнавание, распознавание и различение понятий (объектов изучения).

Второй уровень (удовлетворительный) – действия по воспроизведению учебного материала (объектов изучения) на уровне памяти.

Третий уровень (средний) – действия по воспроизведению учебного материала (объектов изучения) на уровне понимания; описание и анализ действий с объектами изучения.

Четвертый уровень (достаточный) – действия по применению знаний в знакомой ситуации по образцу; объяснение сущности объектов изучения; выполнение действий с четко обозначенными правилами; применение знаний на основе обобщенного алгоритма для решения новой учебной задачи.

Пятый уровень (высокий) – действия по применению знаний в незнакомых, нестандартных ситуациях для решения качественно новых задач; самостоятельные действия по описанию, объяснению и преобразованию объектов изучения.

Установленные уровни усвоения учебного материала в целях осуществления контрольно-оценочной деятельности соотносятся с основными функциями учебного процесса – распознавания, описания, объяснения и преобразования реальных и идеальных объектов изучения.

Основные результаты учебной деятельности учащихся по распознаванию объектов изучения, предъявленных в готовом виде, проявляются в их узнавании, обнаружении, опознании, различении по существенным признакам и свойствам и могут быть выражены словесно, образно, в действии.

Овладение функцией описания проявляется в воспроизведении учащимися отдельных сторон усваиваемого содержания, связей между его различными объектами и на этой основе осуществляется их перечисление, упорядочивание, группировка, классификация и демонстрация путем повествования, рассказа, выполнения упражнений, задач и заданий по известным правилам или образцу. Описание как функция учебного процесса включает и широкий круг видов учебной деятельности, опирающихся на мыслительные операции наблюдения, сравнения, анализа и синтеза.

Функция объяснения заключается в раскрытии сущности объекта изучения, требует от учащихся его предварительного описания и проявляется в установлении и обосновании закономерных связей и отношений, формулировании утверждений, демонстрации доказательств путем доводов и аргументов, логических выводов, выполнения различных заданий на основе известных правил, предписаний, схем, алгоритмов.

Освоение учащимися процедуры объяснения свидетельствует о том, что они умеют применять ранее усвоенные знания, пользоваться разными источниками знаний и применять их содержание для решения познавательных и учебных задач, оформления результатов работы – владеют и оперируют программным учебным материалом в знакомой ситуации.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7

Еще по теме:

Современные подходы в решении проблем социально-личностного развития слепоглухих детей
Социально-личностное развитие ребенка является многогранным процессом, предполагающим присвоение культурных и нравственных ценностей общест ...

Технология организации и проведения интегрированных уроков в начальной школе
Для организации и проведения уроков в процессе экспериментальной работы выявлено основание: изучение теоретических основ интегрированного о ...

Профориентационные игры – как эффективное средство влияния на профессиональное самоопределение школьников
За последние годы в нашей стране значительно расширилась профориентационная практика, обнаружившая слабую эффективность традиционных ее фор ...

Педагогика как наука


Педагогика как наука

Обучение было и всегда будет, пока живет человечество. Можно сказать, что подготовка молодого поколения к участию в жизни общества путем передачи социального опыта есть неотъемлемая общественная функция во все времена и у всех народов.

Категории

Copyright © 2018 - All Rights Reserved - www.directeducation.ru