Педагогика и образование » Современные модели обучения на уроках физики » Блочно-зачетная система обучения на уроках физики

Блочно-зачетная система обучения на уроках физики

Страница 1

Молодому человеку, вступающему в самостоятельную жизнь в условиях современного рынка труда и быстро изменяющегося информационного пространства, необходимо быть эффективным, конкурентоспособным работником. Он должен быть творческим, самостоятельным, ответственным, коммуникабельным человеком, способным решать проблемы личные и коллектива. Ему должна быть присуща потребность к познанию нового, умение находить и отбирать нужную информацию. Передо мной, как перед учителем, стоит проблема: как добиться наивысшего качества в работе?

Учебный и воспитательный процесс надо рассматривать как целостную дидактическую систему, направленную на организацию, передачу знаний, позволяющую не только учить, сколько помогать школьнику учится, направлять его познавательную деятельность. Поэтому содержание, формы средства, методы обучения тесно взаимосвязаны и подчинены образовательной цели – познание учеником окружающей его действительности.

Физика – наука экспериментальная, и физический эксперимент нельзя заменить ни экранным пособием, ни плакатом. Физический опыт – связь науки и практики, познавательная роль опыта не заменима. Я предпочитаю лабораторный опыт демонстрационному. Во время лабораторного опыта ученик является не пассивным наблюдателем, а действующим лицом.

Важнейшими требованиями к уроку нужно считать следующее:

1. Постоянная деятельность учащихся во время урока.

2. Контроль за работой учащихся на протяжении всего урока (включая самоконтроль, взаимоконтроль)

3. Возможность учащихся общаться друг с другом и учителем.

4. Усвоение учащихся нового материала на уроке.

5. Дифференцированное домашнее задание.

Можно считать, что этим требованиям отвечает «Блочно-зачетная система обучения». Чем привлекает эта система? Подача учебного материала блоками позволяет высвободить время для развертывания групповой работы в классе, для индивидуальной работы с учащимися.Она облегчает создание целостного представления у учащегося об изучаемом материале, позволяет повысить самостоятельность и ответственность учащихся и оставляет большой простор для творчества учителя.

Изучаемый материал делится на блоки, рассчитанные на шесть – десять часов. Для всего блока ставятся единые цель и задачи, которые придется решать. Исходя из задач, выбираются формы обучения, в основном активные: семинар, лабораторная или практическая работа, различного рода практикумы по решению физических задач, экспериментальные, творческие занятия, зачет.

Структура блока доводится до сведения учащихся на первом уроке. Заранее определяется объем и форма заданий, которые должны быть выполнены к каждому уроку.

В задания включаются параграфы учебника, материал для повторения, номера задач, названия лабораторных работ, вопросы для семинаров, список вопросов к зачету, дополнительную литературу.

Учащиеся сами планируют объем и время домашних заданий в рамках отведенных часов по теории, но все же решение задач необходимо комментировать.

Основной педагогический принцип: "Сначала научи – потом спрашивай". Поэтому можно уменьшить время, отводимое на уроке контролю, уделить больше внимания многократному повторению материала, к решению задач.

Достичь можно это следующим образом: сначала весь материал блока в виде логически связанного рассказа дать на лекции, затем отрабатывать его на практикумах, семинарах, лабораторных работах; после этого провести зачет. Не вошедший в лекцию материал по логике ее построения, дается на последующих занятиях. Часть материала может быть вынесена на самостоятельное изучение с последующим обсуждением на семинаре. Кроме зачета, контроль осуществляется по мере усвоения материала в различных формах.

В чем же заключается подготовка учителя?

Она начинается с выяснения конечной цели: какие понятия, величины и законы надо изучить с учащимися, какие типовые задачи научить решать, какими приборами научить пользоваться. Исходя из этого, продумать структуру блока и выбирать формы занятий, продумать виды домашних заданий, составить вопросы семинара, подбирать творческие задания и наметить различные формы повторения. Делить материал на три уровня: достаточный для получения оценки «3», «4», «5».

Задания и формы обучения подбирать так, чтобы они как можно больше способствовали развитию логического мышления учащихся, помогали им полюбить умственный труд.

При обдумывании системы заданий и форм ведения урока не исключается учет индивидуальной подготовки, склонности и способности учащихся. Для этого используются разные средства и приемы:

Страницы: 1 2

Еще по теме:

Интерпретация результатов опытно–экспериментальной работы
В данном параграфе представлено описание организации и проведения опытно – экспериментальной работы, а также проведена интерпретация получе ...

Сущность и содержание понятия «социально-педагогический потенциал» учреждения дополнительного образования
Наше быстро развивающееся социальное общество предъявляет высокие и зачастую противоречивые требования к такой области как дополнительное о ...

Содержание учебно-воспитательной работы по развитию согласованных действий у детей шестого года жизни в строительной игре и на занятиях по конструированию
Для выявления причин несформированности согласованных действий в процессе строительной деятельности у детей 6 года жизни мы исследовали пед ...

Педагогика как наука


Педагогика как наука

Обучение было и всегда будет, пока живет человечество. Можно сказать, что подготовка молодого поколения к участию в жизни общества путем передачи социального опыта есть неотъемлемая общественная функция во все времена и у всех народов.

Категории

Copyright © 2018 - All Rights Reserved - www.directeducation.ru