Педагогика и образование » Активизация деятельности обучающихся на уроках русского языка » Методика использования дидактических материалов на уроках русского языка в ОУ СПО

Методика использования дидактических материалов на уроках русского языка в ОУ СПО

Страница 1

Методика использования таблиц по русскому языку

Для уроков русского языка по разделам синтаксис и пунктуация приобретены таблицы:

Знаки препинания в сложносочиненном предложении;

Знаки препинания в сложноподчиненном предложении;

Сложноподчиненные предложения с несколькими придаточными;

Пунктуация в сложных предложениях с сочинительной и подчинительной связью;

Знаки препинания в бессоюзном сложном предложении.

Таблицы и схемы по русскому языку давно стали необходимой частью современного урока, так как дают возможность учащимся наглядно представить себе изучаемые правила.

Таблицы помогут учителю правильно подобрать и скомпоновать содержание урока, выбрать необходимые пути изучения темы.

Наглядные пособия могут использоваться на различных этапах изучения темы: на этапе восприятия, повторения и обобщения материала.

Предлагаемые методические рекомендации помогут учителю наиболее полно раскрыть дидактические возможности таблиц, повысить интерес учащихся к изучаемому предмету, разнообразить приемы и методы обучения русскому языку.

Перед началом работы по этой таблице нужно напомнить учащимся, что по союзам и по значению сложносочиненные предложения делятся на сложносочиненные предложения с соединительными союзами, сложносочиненные предложения с противительными союзами и сложносочиненные предложения с разделительными союзами. В таблице приведены примеры этих трех групп сложносочиненных предложений. Учитель и учениками разбирает по таблице три первых предложения и обращает внимание учащихся на основные отношения между частями сложносочиненного предложения: соединительные, противительные и разделительные и подводит учеников к выводу о том, что между частями сложносочиненного предложения ставится запятая.

Далее рассматривается предложение, в котором есть общий для всех частей второстепенный член. Общий второстепенный член относится и к первой, и ко второй части предложения, и потому запятая между частями такого предложения (перед союзом и, да (в значении и), или, либо) не ставится.

В таблице отражены основные случаи постановки знаков препинания в сложноподчиненном предложении. Ею целесообразно воспользоваться при закреплении темы.

Первые три предложения показывают простые случаи постановки запятой: придаточное стоит перед главным, придаточное после главного и придаточное в середине главного предложения

Далее представлены более трудные случаи: запятая при двух стоящих рядом союзах; случай, когда придаточное соединено с главным при помощи сложного подчинительного союза; однородные придаточные, соединенные одиночным и повторяющимся союзом и.

В таблице представлены основные виды сложноподчиненных предложений с двумя или несколькими придаточными, а также пунктуация в них.

1. Сложноподчиненное предложение с однородным подчинением.

Схема показывает, что придаточное относятся к общему для них главному предложению и является одинаковыми по значению – однородными. Обращаем внимание учащихся на постановку знаков препинания в предложениях с однородным подчинением.

2. Сложноподчиненные предложения с неоднородным (параллельным) подчинением. Из схемы видно, что придаточное относятся к общему для них главному предложению и являются разными по значению.

3. Сложноподчиненные предложение с последовательным подчинением. Схема показывает, что при последовательном подчинении первое придаточное относится к главному, второе придаточное – к первому, третье придаточное – ко второму придаточному предложению.

Таблица наглядно показывает пунктуацию в сложных предложениях, когда рядом оказываются сочинительный и подчинительный союзы.

Учащиеся читают два первых предложения, внимательно рассматривают схемы и сравнивают их. Затем учитель спрашивает, чем эти предложения различаются. Ученики должны увидеть, что в первом предложении между союзами и, хотя стоит запятая, а во втором-нет. Почему так происходит? Учащиеся замечают еще одно различие – союз но, стоящий после придаточного уступительного. Далее надо подвести учеников к выводу о том, когда ставится, а когда не ставится запятая в предложениях при рядом стоящих сочинительных и подчинительных союзах. Для этого учитель предлагает выбросить сначала из первого, а потом из второго предложение придаточное. Что случилось в первом предложении? Союз стоит на своем месте, логика сохранена. Что получилось во втором предложении? Один из сочинительных союзов лишний. Это союз и, так как по смысловым связям он относится к придаточному предложению, поэтому между союзом и и придаточным запятая не нужна. Учащиеся делают вывод: если рядом оказываются сочинительный и подчинительный союзы, между ними ставится запятая тогда, когда после придаточного нет второй части двойного союза (то, так) или союза но. Правильность вывода можно проверить на последних двух примерах таблицы.

Страницы: 1 2 3

Еще по теме:

Анализ литературы по изучению социально-педагогического потенциала учреждения дополнительного образования
Большинство учреждений дополнительного образования детей отличаются особыми, уникальными условиями организации педагогического процесса, пс ...

Потенциал анимации как средства развития культуры досуга подростков
В последнее десятилетие среди наиболее распространённых и эффективных форм организации подросткового досуга выделилась педагогическая анима ...

Основные причины недостатков социально-личностного развития слепоглухих детей
В результате ограниченности общения детей со взрослыми и между собой у слепоглухих возникает недоразвитие речи как средства общения, недост ...

Педагогика как наука


Педагогика как наука

Обучение было и всегда будет, пока живет человечество. Можно сказать, что подготовка молодого поколения к участию в жизни общества путем передачи социального опыта есть неотъемлемая общественная функция во все времена и у всех народов.

Категории

Copyright © 2018 - All Rights Reserved - www.directeducation.ru