Есть много разновидностей театрализованных игр, отличающихся художественным оформлением, а главное - спецификой детской театрализованной деятельности. Театрализованные игры дошкольников можно разделить на две основные группы: режиссёрские игры и игры-драматизации.
К режиссёрским играм можно отнести настольный театр, теневой театр и театр на фланелеграфе: ребёнок или взрослый не являются действующим лицом, а создаёт сцены, ведёт роль игрушечного персонажа, действует за него, изображает его мимикой, интонацией.
Драматизации основаны на собственных действиях исполнителя роли, который использует куклы или персонажи, надетые на пальцы. Ребёнок в этом случае играет сам, использует свои средства выразительности - интонацию, мимику, пантомимику.
Л.В. Артёмова предлагает следующую классификацию режиссёрских игр.
1. Настольный театр игрушек. Используются самые разнообразные игрушки и поделки. Главное, чтобы они устойчиво стояли на столе и не создавали помех при передвижении.
2. Настольный театр картинок. Персонажи и декорации - картинки. Их действия ограниченны. Состояние персонажа, его настроение передаётся интонацией играющего. Персонажи появляются по ходу действия, что создаёт элемент сюрпризности, вызывает интерес детей.
3. Стенд-книжка. Динамику, последовательность событий изображают при помощи сменяющихся друг друга иллюстраций. Переворачивая листы стенд-книжки, ведущий демонстрирует различные сюжеты, изображающие события.
4. Фланелеграф. Картинки или персонажи выставляются на экран. Удерживает их фланель, которой затянуты экран и обратная сторона картинки. Вместо фланели на картинки можно приклеивать кусочки бархатной или наждачной бумаги.
5. Теневой театр. Для него необходим экран из полупрозрачной бумаги, чёрные плоскостные персонажи и яркий источник света за ними, благодаря которому персонажи отбрасывают тени на экран. Изображение можно получить и при помощи пальцев рук. Показ сопровождается соответствующим звучанием.
А.В. Артемьева выделяет несколько видов игр-драматизаций дошкольников.
1. Игры-драматизации с пальчиками. Атрибуты ребёнок надевает на пальцы. Он играет за персонажа, изображение которого находится на руке. По ходу разворачивания сюжета действует одним или несколькими пальцами, проговаривая текст.
2. Игры-драматизации с куклами бибабо. В этих играх на пальцы руки надевают куклы бибабо. Они обычно действуют на ширме, за которой стоит водящий.
3. Импровизация. Это разыгрывание сюжета без предварительной подготовки.
4. Кукольный театр.
5. Игра-драматизация с шапочками на голове.
Подготовка к проведению театрализованной игры осуществляется в 3-и этапа:
Освоение литературного текста, который будет драматизироваться. При подборе важно что бы произведение вызывало сильные чувства, переживания. Должно быть несколько главных и эпизодических ролей, обязательно наличие диалогов. Выбрав произведение воспитатель несколько раз читает, рассматривают иллюстрации, беседуют о прочитанном, учатся пересказывать текст.
Дети приобретают и расширяют представления о персонажах и событиях произведения находят выразительные средства для передачи речи, движений героев, создаются декорации, костюмы.
Проведение театрализованной игры, в которой дети используют ранее полученные представления, знания, навыки.
Помимо выше перечисленных видов театра, которые используются в ходе театрализованных игр, используются нетрадиционные виды театров:
театр "Живая рука";
театральные ростовые куклы;
театр передников;
театр из подушек;
театр нестандартной игрушки;
театр "Рукавичка";
театр на ложках;
театр из шерстяных ниток.
Разнообразные виды театра делают театральную деятельность дошкольников интересной, разнообразной.
Проектирование современного урока физики
Поиски новых путей в преподавании всегда были важной частью любой науки. Преподавание, следуя развитию науки, должно непрерывно менять свои формы, ломать традиции, искать новые формы. Однако в этом процессе необходимо проявлять большую осторожность. Неотъемлемым качеством всякого урока должны стать ...
Методический день: изучение документации, которая ведется на группе
Сегодня я весь день изучила документацию, которая ведется на группе. Деятельность воспитателя запланирована и организована в соответствии с целями и задачами профессиональной деятельности, образовательного учреждения, сложившейся и формирующейся системой работы. Перечень документов: - табель посеща ...
Профессиональные пробы. Разработка занятий
Основной формой проектирования выбран план – конспект. План – это документ, в котором дается перечень дел (мероприятий), порядок и место их проведения. Планы в процессе проектирования используются очень широко: Каждый из них имеет свое предназначение и свою структуру. План урока – это определение з ...
Обучение было и всегда будет, пока живет человечество. Можно сказать, что подготовка молодого поколения к участию в жизни общества путем передачи социального опыта есть неотъемлемая общественная функция во все времена и у всех народов.