26 – аудиторный фонд вуза;
27 – расписание учебных занятий;
28 – фонд резервных аудиторий.
Укрупненная блок-схема разработанного алгоритма функционирования подсистемы планирования учебного процесса в вузе приведена на рис. 2.5. Основой планирования учебного процесса являются учебные планы и государственные образовательные стандарты высшего профессионального образования по специальностям.
В данной работе предложена форма учебного плана блочного типа, содержащая 15 отдельных блоков. Это сделано для удобства автомати-зированного формирования отдельных документов по организации и планированию учебного процесса: приложения к учебному плану, сеток часов кафедр, сводного графика учебного процесса и т.п. Учебный план формируется так, чтобы его структура и содержание обеспечивали заданную трудоемкость подготовки специалистов и полностью соответствовали требованиям и содержанию государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по соответствующей специаль-ности. Эта процедура облегчается при применении единой методологической основы планирования учебной работы в учебном плане /4,5/. Разработан алгоритм (рис. 6) и программное обеспечение формирования учебного плана, которое реализовано в среде Delphi 5 с использованием технологии «Клиент/сервер» /6, 7/. Алгоритм формирования и заполнения учебного плана универсален и позволяет получить учебный план с произвольной и номинальной годовой учебной нагрузкой на преподавателя (номинальная нагрузка, например УРс опт = 800 часов, устанавливается ученым советом вуза).
Основными факторами, определяющими трудоемкость учебной нагрузки, являются состав и структура учебного плана по специальности, а также величина и структура набора студентов; регулирование величины средней учебной нагрузки требует учета факторов, которые влияют на суммарный годовой объем учебной работы в каждом учебном плане. Учет влияния этих факторов осуществляют введением нормативных коэффициентов, нормирующих объем самостоятельной работы студентов по видам занятий и объем работы преподавателя на контроль знаний студентов, на контроль и руководство работой студентов над индивидуальными заданиями /4/. Кроме того, в процессе формирования учебного плана автоматически отслеживается процедура отведения соответствующего числа часов самостоятельной работы студентов на выполнение соответствующих индивидуальных заданий (курсовых проектов, курсовых работ, расчетных заданий, рефератов и т.д.), не допуская перегрузки студентов индивидуальными заданиями /8/. Второй операцией (второй ее можно назвать условно, так как она выполняется параллельно операции формирования учебного плана) является расчет учебной работы и формирование учебной нагрузки кафедры (см. рис. 4).
С целью совершенствования планирования педагогического труда преподавателей и расчета учебной нагрузки предлагается использовать унифицированные нормы времени учебной работы [9], базирующиеся на дифференциальной зависимости объема часов контроля знаний студентов от общего объема числа часов по дисциплине, что позволяет методически правильно планировать контроль знаний студентов по изучаемым дисциплинам и демократично распределить учебную работу между кафедрами. Для стимулирования высокопрофессиональных преподавателей вести в большем объеме наиболее напряженные и ответственные виды учебной работы, а также с целью учета индивидуальных особенностей каждого преподавателя, оптимального использования его педагогического и научного опыта и знаний, а также соблюдения академиической свободы преподавателя в выборе вида и форм учебной деятельности предлагается применять методику расчета учебной нагрузки преподавателя, учитывающую реальную трудоемкость различных видов учебной работы /10/.
Этапы формирования грамматических навыков
Процесс обучения активным грамматическим навыкам характеризуется тем, что проходит ряд этапов, из которых каждый имеет свою частную задачу. 1. Подготовительный этап - ознакомление с грамматическим явлением. На этом этапе учащиеся психологически подготовлены к усвоению нового явления. Для этого пере ...
Спецвопрос. Описание наиболее интересных форм и
методов организации учебного процесса
Основными видами организации профессионального обучения во Франции являются аудиторная работа, самостоятельная работа студентов, контролируемая самостоятельная работа студентов, практическое обучение, обучение в дистанционном режиме. Аудиторная работа – работа под руководством преподавателя в учебн ...
Развивающие возможности методической системы,
направленной на активацию познавательной деятельности
Рассмотрение путей повышения активности учащихся А.Я. Найн начинает с того элемента модели, который обычно только подразумевается, но, видимо, представляется нейтральным по отношению к рассматриваемой проблеме, - с изучаемого предмета. Сокращение доли лекционных часов при одновременном уменьшении о ...
Обучение было и всегда будет, пока живет человечество. Можно сказать, что подготовка молодого поколения к участию в жизни общества путем передачи социального опыта есть неотъемлемая общественная функция во все времена и у всех народов.