Педагогика и образование » Применение метода проектов в элективном курсе предпрофильной подготовки "Сфера услуг" » Структура предпрофильной подготовки и место элективного курса в ней

Структура предпрофильной подготовки и место элективного курса в ней

Страница 4

-какие виды работ могут выполнить учащиеся для подтверждения своей успешности в будущем профильном обучении;

-какова доля самостоятельности ученика в работе данного курса, и может ли он может проявить инициативу;

-как в процессе работы будет фиксироваться динамика интереса к курсу, к будущему профилю;

-чем может завершиться для ученика изучение курса, какова форма отчетности.

Учеными-исследователями разработаны требования к программам элективных курсов профильного обучения. Однако в полной мере применить их для элективного курса предпрофильной подготовки мы считаем нецелесообразным, поэтому назовем те, которые, на наш взгляд, необходимы.

1.Соответствие положению концепции профильного и предпрофильного обучения. Курс позволяет осуществлять пробы, оценить свои потребности и возможности.

2.Степень новизны для учащихся. Курс включает новые для учащихся знания и виды деятельности.

3.По мотивирующему потенциалу курс. Курс содержит знания, вызывающие познавательный интерес учащихся и представляющие ценность для определения ими профиля обучения в старшей школе.

4.По практической направленности курса. Курс позволяет осуществить эвристические пробы и сформировать практическую деятельность школьников в изучаемой области знаний.

5.По выбору методов обучения. Курс даёт возможность проведения эвристических проб, что обеспечивается её содержанием и использованием в преподавании активных методов обучения.

Элективный курс «Сфера услуг», построенный в соответствии с этими требованиями, способен сформировать модель адаптивного поведения учащегося в виде выполнения им предписанных требований, правил, норм определенной профессии.

Структура элективного курса: блок профессиональные пробы

Существуют различные схемы разработки программы авторского курса

по выбору (для предпрофильной подготовки в 9-х классах). Мы разрабатываем ориентационный курс.

Ориентационные курсы представляют собой систему занятий, способствующие самоопределению ученика относительно профиля обучения в старшей школе. Для разработки профессиональных проб необходимо рассмотреть структуру деятельности специалиста сферы услуг.

Основываясь на работах А. К. Марковой можно выделить следующие составляющие деятельности:

профессиональные знания;

профессиональные умения;

профессиональные психологические позиции и установки;

личностные особенности, обеспечивающие овладение профессиональными знаниями и умениями.

В рамках концепции А. К. Маркова (1993) выявляет и описывает несколько групп профессиональных умений. Можно использовать ее подход.

Первая группа включает в себя следующий ряд умений: увидеть в ситуации проблему, изучать и преобразовывать ситуацию; конкретизировать задачи, принимать оптимальное решение; в любой создавшейся ситуации, предвидеть близкие и отдаленные результаты решения подобных задач.

Вторую группу умений составляют: способность к истолкованию информации; изучение состояния психических функций клиентов, предвидение типичных затруднений клиентов.

Третья группа умений — это приемы, позволяющие поставить разнообразные коммуникативные задачи, из которых самые главные — создание условий психологической безопасности в общении и реализация внутренних резервов партнера по общению.

Пятая группа умений включает в себя приемы, способствующие достижению высокого уровня общения. Это умение понять позицию другого в общении, проявить интерес к его личности, способность истолковывать и читать его внутреннее состояние по нюансам поведения, владение средствами невербального общения (мимика, жесты), владение приемами риторики; умение с юмором отнестись к отдельным аспектам проблемной ситуации.

Шестая группа умений понимается как осознание перспективы собственного профессионального развития, определение индивидуального стиля, использование природных интеллектуальных данных.

Таким образом, можно сделать вывод, что о том, что деятельность специалиста сферы услуг основывается на определенных видах деятельности. Эти виды деятельности предполагают наличие умений, способствующих саморазвитию и самореализации и базируются на ярко выраженной индивидуальности каждого. Не владение ими приводит к профессиональному несоответствию, нерезультативному, непродуктивному труду.

Поэтому важно, чтобы учащийся попробовал себя в профессиональных пробах.

Профессиональная проба – это профиспытание, моделирующие элементы конкретного вида профессиональной деятельности, и способствующее сознательному обоснованному выбору профессии.

Страницы: 1 2 3 4 5

Еще по теме:

Методическая кодификация разговорной речи как объекта овладения изучающими иностранный язык
Прежде всего, необходимо уточнить понятие «разговорная речь» в связи с тем, что, с одной стороны, в курсе иностранного языка она часто выступает как объект изучения, а с другой, ее определение и описание (и в теоретических работах, и в практических пособиях) отличаются известной нечеткостью. Касаяс ...

Состояние дошкольного образования в России
Дошкольное воспитание как первая ступень образования, на которой закладываются основы социальной личности и важнейший институт поддержки семьи за последние 10 лет прошло сложный путь вписывания в новые реалии. Первоначальное резкое сокращение охвата детей дошкольным воспитанием к 1995 году стабилиз ...

Возрастные особенности и особенности социальной адаптации младших подростков, находящихся на подвозе
Проблема социальной адаптации детей, находящихся на подвозе – это отражение политических, социально-экономических и духовно-нравственных кризисов, переживаемых обществом. Детство не просто возрастной этап развития индивида, но и особое социальное явление, суть и содержание которого определяются спе ...

Педагогика как наука


Педагогика как наука

Обучение было и всегда будет, пока живет человечество. Можно сказать, что подготовка молодого поколения к участию в жизни общества путем передачи социального опыта есть неотъемлемая общественная функция во все времена и у всех народов.

Категории

Copyright © 2025 - All Rights Reserved 0.0215