-какие виды работ могут выполнить учащиеся для подтверждения своей успешности в будущем профильном обучении;
-какова доля самостоятельности ученика в работе данного курса, и может ли он может проявить инициативу;
-как в процессе работы будет фиксироваться динамика интереса к курсу, к будущему профилю;
-чем может завершиться для ученика изучение курса, какова форма отчетности.
Учеными-исследователями разработаны требования к программам элективных курсов профильного обучения. Однако в полной мере применить их для элективного курса предпрофильной подготовки мы считаем нецелесообразным, поэтому назовем те, которые, на наш взгляд, необходимы.
1.Соответствие положению концепции профильного и предпрофильного обучения. Курс позволяет осуществлять пробы, оценить свои потребности и возможности.
2.Степень новизны для учащихся. Курс включает новые для учащихся знания и виды деятельности.
3.По мотивирующему потенциалу курс. Курс содержит знания, вызывающие познавательный интерес учащихся и представляющие ценность для определения ими профиля обучения в старшей школе.
4.По практической направленности курса. Курс позволяет осуществить эвристические пробы и сформировать практическую деятельность школьников в изучаемой области знаний.
5.По выбору методов обучения. Курс даёт возможность проведения эвристических проб, что обеспечивается её содержанием и использованием в преподавании активных методов обучения.
Элективный курс «Сфера услуг», построенный в соответствии с этими требованиями, способен сформировать модель адаптивного поведения учащегося в виде выполнения им предписанных требований, правил, норм определенной профессии.
Структура элективного курса: блок профессиональные пробы
Существуют различные схемы разработки программы авторского курса
по выбору (для предпрофильной подготовки в 9-х классах). Мы разрабатываем ориентационный курс.
Ориентационные курсы представляют собой систему занятий, способствующие самоопределению ученика относительно профиля обучения в старшей школе. Для разработки профессиональных проб необходимо рассмотреть структуру деятельности специалиста сферы услуг.
Основываясь на работах А. К. Марковой можно выделить следующие составляющие деятельности:
профессиональные знания;
профессиональные умения;
профессиональные психологические позиции и установки;
личностные особенности, обеспечивающие овладение профессиональными знаниями и умениями.
В рамках концепции А. К. Маркова (1993) выявляет и описывает несколько групп профессиональных умений. Можно использовать ее подход.
Первая группа включает в себя следующий ряд умений: увидеть в ситуации проблему, изучать и преобразовывать ситуацию; конкретизировать задачи, принимать оптимальное решение; в любой создавшейся ситуации, предвидеть близкие и отдаленные результаты решения подобных задач.
Вторую группу умений составляют: способность к истолкованию информации; изучение состояния психических функций клиентов, предвидение типичных затруднений клиентов.
Третья группа умений — это приемы, позволяющие поставить разнообразные коммуникативные задачи, из которых самые главные — создание условий психологической безопасности в общении и реализация внутренних резервов партнера по общению.
Пятая группа умений включает в себя приемы, способствующие достижению высокого уровня общения. Это умение понять позицию другого в общении, проявить интерес к его личности, способность истолковывать и читать его внутреннее состояние по нюансам поведения, владение средствами невербального общения (мимика, жесты), владение приемами риторики; умение с юмором отнестись к отдельным аспектам проблемной ситуации.
Шестая группа умений понимается как осознание перспективы собственного профессионального развития, определение индивидуального стиля, использование природных интеллектуальных данных.
Таким образом, можно сделать вывод, что о том, что деятельность специалиста сферы услуг основывается на определенных видах деятельности. Эти виды деятельности предполагают наличие умений, способствующих саморазвитию и самореализации и базируются на ярко выраженной индивидуальности каждого. Не владение ими приводит к профессиональному несоответствию, нерезультативному, непродуктивному труду.
Поэтому важно, чтобы учащийся попробовал себя в профессиональных пробах.
Профессиональная проба – это профиспытание, моделирующие элементы конкретного вида профессиональной деятельности, и способствующее сознательному обоснованному выбору профессии.
Педагогическая практика Средневекового Востока
Главным ретранслятором образованности в исламском мире являлся арабский язык. Арабская письменность была создана в VII в. на основе арамейского письма. Овладение арабской письменностью было непременным условием для образованного человека и учителя. По исламской традиции обучение начиналось в семье. ...
Анатомо-физиологическая характеристика детей младшего школьного возраста
Младший школьный возраст ребенка - это возраст, когда проходит очередной период глубоких качественных изменений всех систем организма, его совершенствование. Вместе с тем, младший школьный возраст наиболее благоприятен для формирования у детей практически всех физических качеств и координационных с ...
Характеристика коммуникативных универсальных учебных действий
В широком значении термин «универсальные учебные действия» означает умение учиться, то есть способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта. В более узком (психологическом) значении этот термин можно определить как сово ...
Обучение было и всегда будет, пока живет человечество. Можно сказать, что подготовка молодого поколения к участию в жизни общества путем передачи социального опыта есть неотъемлемая общественная функция во все времена и у всех народов.