Педагогика и образование » Целостность человека как педагогическая категория

Целостность человека как педагогическая категория

Страница 4

Комплексного исследования, решающего данную проблему, история педагогической науки не зафиксировала. Однако в настоящее время имеются научные данные, подтверждающие становление личностного смысла бытия и предстоящей профессиональной деятельности при наличии следующих факторов учебно-воспитательного процесса:

1) стимулирование самостоятельного перевода студентом эмпирически полученных знаний (при выполнении НИР или лабораторных работ) на уровень более глубоких обобщений, авторских концептуальных выводов;

2) внедрение в образовательную практику методов межличностного взаимодействия на учебном занятии, обеспечивающего обмен личностными смыслами;

3) демонстрация взаимосвязей изучаемого явления с политической, социальной, культурной, экологической сферами бытия, а также психологическим и физиологическим самочувствием индивида;

4) использование возможности выбора индивидуальной траектории освоения учебного материала;

5) вовлечение студентов в анализ ситуации, побуждающей их критически отнестись к сформированным убеждениям и псевдоценностям, развивающей творческое мышление;

6) использование методов, активизирующих способность задавать вопросы;

7) увлеченность преподавателя своим предметом, осознание возможностей личностного развития обучаемого средствами данной дисциплины.

Формой реализации принципа персонификации является обучение на основе идеи диалога культур. Ее применение в профессиональном образовании означает, что обучаемый сравнивает особенности профессиональной деятельности в своей стране и в других странах, выявляет общее и различное. Признаки сходства выводят его на уровень понимания общечеловеческих ценностей, убеждают в их универсальности. Признаки отличий помогают глубже понять особенности своей культуры. Когда студент обнаруживает отличия и сопоставляет их с системой собственных ценностей, обогащается его опыт критического мышления, вырабатывается привычка оценочного отношения к любому знанию. Вне диалога культур оценочная деятельность не получила бы таких благоприятных условий для развития.

Так, при подготовке будущего учителя нахождение студентами признаков сходства и отличий в феномене образования, воспитания, в отношении народов к детству, личности ребенка и их оценка через призму педагогических ценностей способствовала самоопределению студентов в профессиональных ценностных приоритетах. Аналитическая работа сообщала личностную форму всему фактическому знанию, позволяла осознать себя носителем педагогической этики, увидеть глобальную профессиональную миссию в развитии человека.

Другой формой реализации принципа персонификации образовательного процесса является "методика художественной фасилитации", которая рассматривается как усиление процессов познания и самопознания личности посредством постижения ею художественных текстов. По утверждению психологов, чтение книг или просмотр кинофильмов обеспечивают опыт, который есть некоторый сокращенный вариант жизни. Следуя алгоритму методики, читающие студенты, примеряют на себя роли действующих персонажей и пытаются проникнуться их чувствами. Далее, на уровне рационального постижения текста обучаемые осмысливают полученную информацию в свете личных аксиологических и мировоззренческих позиций.

Задачам персонификации образовательного процесса отвечают творческие формы контроля и оценки учебной деятельности студента: портфолио, в которых представлены результаты умственной деятельности студентов, позволяющие проследить динамику развития их ценностного осмысления теоретических идей на протяжении длительного отрезка времени; концептуальные диаграммы, фиксирующие развитие смысловой сферы студента и его профессионального мышления; кейстехнологии, предлагающие студенту решить проблему профессиональной действительности с учетом своих профессионально-ценностных ориентации, и другие.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7

Еще по теме:

Дидактические принципы Я.А. Коменского по работе «Великая Дидактика»
Принцип наглядности Он понимал наглядность широко, не только как зрительную, но и как привлечение всех органов чувств к лучшему и ясному восприятию еще и явлений. Им было провозглашено «золотое правило»дидактики: «Все, что только возможно, предоставлять для восприятия чувствами: видимое для восприя ...

Основная структурная единица дошкольного образовательного учреждения
Основной структурной единицей дошкольного образовательного учреждения является группа детей дошкольного возраста. В случае создания групп в образовательных учреждениях других типов, реализующих основную общеобразовательную программу дошкольного образования в соответствии с лицензией, их деятельност ...

Анализ образовательных программ по изобразительной деятельности в детском саду
1) Программа Саккулиной Н.П., Комаровой Т.С. «Изобразительная деятельность в детском саду» Авторы данной программы считают, что эстетическое воспитание в детском саду создает предпосылки для последующего полноценного художественного развития каждого ребенка, в том числе для формирования изобразител ...

Педагогика как наука


Педагогика как наука

Обучение было и всегда будет, пока живет человечество. Можно сказать, что подготовка молодого поколения к участию в жизни общества путем передачи социального опыта есть неотъемлемая общественная функция во все времена и у всех народов.

Категории

Copyright © 2025 - All Rights Reserved 0.0106