Педагогика и образование » Целостность человека как педагогическая категория

Целостность человека как педагогическая категория

Страница 7

Возникает необходимость обращения к вспомогательному регулятору деятельности личности, помогающему адекватно оценить биологическую значимость для организма тех или иных психических состояний и действий субъекта и подтверждающему правильность выбранного пути самосозидания. Таким регулятором является радость — эмоция, возникшая в ходе эволюции как внешний знак соответствия образа действий природе человеческих потребностей.

Радость духовная, радость высшего порядка, выражает момент взаимослияния и высокой степени созвучия мысли, действий, личностных ценностей и смыслов субъекта, задает человеку устремление к состоянию, которое обеспечивает ему полноту бытия. Не случайно радость, как было доказано рядом исследований, имеет нейрофизиологические корреляты здоровья человека: вырабатываемые при этой эмоции вещества катализируют иммунные реакции организма. Радость освобождает личность от негативной самостимуляции и напряженных состояний, увеличивая ее адаптационные силы.

Научить человека пользоваться естественным механизмом энергетической и психологической самозащиты, знать и распознавать биологический показатель внутренней гармонии, прислушиваться к нему как ориентиру самосозидающей деятельности призвано образование. И такая его функция реализуется, если основным принципом организации учебно-воспитательного процесса станет духовно-гедонистический принцип — "педагогика радости".

Выделяются следующие виды радости, которые могут быть продуцированы учебно-воспитательным процессом:

1) гностическая (радость познания), которая проявляется в изумлении обучаемого, познании им красоты, истины;

2) креативная (радость творчества, первооткрывателя);

3) альтруистическая — радость творения чужой радости, оказания помощи другому;

4) генезисная — радость собственного роста, динамики личностного развития, осознания себя как творца своей жизни.

Основным источником радости являются творческое самовыражение субъекта образовательного процесса, ситуации успеха. Не менее важным звеном педагогики радости выступает постоянная рефлексия собственного развития, фиксация положительных изменений в характере интерпретации окружающих явлений, в уровне самоожиданий и притязаний. Средство стимулирования такого анализа в системе профессиональной подготовки специалиста — рефлексопрактика, в рамках которой студенты ведут дневники личностного роста, составляют карту ближайших и дальних перспектив саморазвития, осуществляют ретроспективный анализ учебной деятельности.

Весомым гедонистическим потенциалом обладают методы группового взаимодействия и сотрудничества: джигсо, парламентские игры, групповые кейсы и другие. Они позволяют каждому участнику внести индивидуальный вклад в создание группового проекта, ощутить свою значимость среди сверстников, взять на себя ответственность за принимаемое решение. Такие методы объединяют субъекта с другими, а всеобщее признание, благодарность членов команды усиливают радость успеха, предоставляют возможность почувствовать себя нужным, принятым, любимым и искать в другом человеке положительное, особенное, достойное восхищения.

Страницы: 2 3 4 5 6 7 

Еще по теме:

Интеллектуальная готовность ребенка к школе
Наиболее важными показателями интеллектуальной готовности ребенка к обучению в школе являются характеристики развития его мышления и речи. ...

Общая характеристика страны
Что такое 24 часа в жизни Франции? Это - 2083 новорожденных, 108 пар, подписавших Pacs (брачный договор), 550 пластических операций, 14 мил ...

Современные технологии обучения физике
Научная основа традиционного обучения - ассоциативно-рефлекторная теория (концепция). Согласно этой теории, усвоение знаний, формирование у ...

Педагогика как наука


Педагогика как наука

Обучение было и всегда будет, пока живет человечество. Можно сказать, что подготовка молодого поколения к участию в жизни общества путем передачи социального опыта есть неотъемлемая общественная функция во все времена и у всех народов.

Категории

Copyright © 2019 - All Rights Reserved