Педагогика и образование » Целостность человека как педагогическая категория

Целостность человека как педагогическая категория

Страница 6

Так, студентам Белорусского государственного педагогического университета было предложено проанализировать факторы собственного развития при написании эссе "Великая победа в моей жизни", Анализ представленных студентами работ показал, что ситуации "победы", у каждого человека неповторимы. Некоторые из них связаны с преодолением страха, борьбой с собственными недостатками, другие ассоциируются с содействием счастью другого человека, спасением жизни живого существа, достижением высокого уровня творчества в определенной сфере деятельности, мобилизацией духовных сил, воли с целью успешного, "чудотворного" преодоления длительного физического недуга или возвращения к любимому виду спорта вопреки прогнозам врачей. Несмотря на разнообразие индивидуального опыта, обсуждение эссе студентами подтвердило универсальность психолого-педагогических механизмов, которые приводят человека к победе. В результате их анализа были выявлены условия, которые лежат в основе духовного становления личности; развитие у человека потребности в творчестве, рефлексивных умений, позволяющих адекватно оценить в себе моменты "Я реального" и "Я идеального", наличие установки на личностный рост и самосовершенствование, обращение к вдохновляющим примерам из литературы или биографий людей, жизненные ситуации которых требовали идентичного выбора. Так на примере собственного жизненного опыта студенты выявили условия, которые благоприятствуют дальнейшему самосовершенствованию.

Развитию метакогнитивных способностей студентов содействует раскрытие процессуальной стороны творческой деятельности выдающихся личностей. Знакомство с режимом их работы способствует осознанию закономерности креативного акта и способов метакогнитивного контроля умственной деятельности человека и саморегуляции его поведения, которые обеспечивают высокий результат.

Развивая метакогниции в учебном процессе, мы выигрываем в духовном развитии студента дважды. С одной стороны, стимулируя его на своем предмете к постоянному диалогу с собственным мышлением, мы формируем у него привычку обращаться к такому диалогу не только в учении, но и во всех видах жизнедеятельности, которые связаны с принятием решений. Через метакогниции в обучении закладываются основы искусства жизни, т.е. искусства преодолевать обстоятельства, которые заводят мышление в тупик, и выбирать такую цель работы над собой, которая позволит нам лучше проявить свою индивидуальность, природный дар и способности. С другой стороны, стимулируя метакогнитивную активность студента, мы позволяем ему подняться на новый виток своего совершенствования и испытать радость победы над собой, успеха в управлении собой, осознания своей способности возвышаться, трансцендировать над собственным мышлением и сложившимися убеждениями.

Духовно-гедонистический принцип. Мышление (интеллект) и ценностное сознание выступают по отношению друг к другу средством взаиморегуляции, взаимомоииторипга. Однако один факт их интегрирования и комплементарности (дополнительности по отношению друг к другу) не обеспечивает гарантий развития человека как целостностного, его тождественности самому себе и своей природе. Ценностные ориентации, будучи искаженными, не позволят личности адекватно оценивать продукты ее познавательной деятельности, и не каждая метакогнитивная активность является средством преобразования собственной аксиосферы.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7

Еще по теме:

Анализ литературы по изучению социально-педагогического потенциала учреждения дополнительного образования
Большинство учреждений дополнительного образования детей отличаются особыми, уникальными условиями организации педагогического процесса, психологическим климатом в коллективах, материально-техническим обеспечением, эстетическим вкусом, активностью участия в жизни города, региона, микросоциума и дру ...

Теоретическое обоснование необходимости логопедического массажа при коррекции дизартрических расстройств
Проблема коррекционно-логопедической помощи детям с речевой патологией в настоящее время является чрезвычайно актуальной. Необходимость мер по диагностике и коррекции нарушений в развитии детей связана с наличием в стране тревожной демографической ситуации, характеризующейся не только общим снижени ...

Учебная деятельность
Мотивационная основа учебной деятельности учащегося состоит из следующих элементов: сосредоточение внимания на учебной ситуации осознание смысла предстоящей деятельности осознанный выбор мотива целеполагание стремление к цели (осуществление учебных действий) стремление к достижению успеха самооценк ...

Педагогика как наука


Педагогика как наука

Обучение было и всегда будет, пока живет человечество. Можно сказать, что подготовка молодого поколения к участию в жизни общества путем передачи социального опыта есть неотъемлемая общественная функция во все времена и у всех народов.

Категории

Copyright © 2024 - All Rights Reserved 0.0099