Так, студентам Белорусского государственного педагогического университета было предложено проанализировать факторы собственного развития при написании эссе "Великая победа в моей жизни", Анализ представленных студентами работ показал, что ситуации "победы", у каждого человека неповторимы. Некоторые из них связаны с преодолением страха, борьбой с собственными недостатками, другие ассоциируются с содействием счастью другого человека, спасением жизни живого существа, достижением высокого уровня творчества в определенной сфере деятельности, мобилизацией духовных сил, воли с целью успешного, "чудотворного" преодоления длительного физического недуга или возвращения к любимому виду спорта вопреки прогнозам врачей. Несмотря на разнообразие индивидуального опыта, обсуждение эссе студентами подтвердило универсальность психолого-педагогических механизмов, которые приводят человека к победе. В результате их анализа были выявлены условия, которые лежат в основе духовного становления личности; развитие у человека потребности в творчестве, рефлексивных умений, позволяющих адекватно оценить в себе моменты "Я реального" и "Я идеального", наличие установки на личностный рост и самосовершенствование, обращение к вдохновляющим примерам из литературы или биографий людей, жизненные ситуации которых требовали идентичного выбора. Так на примере собственного жизненного опыта студенты выявили условия, которые благоприятствуют дальнейшему самосовершенствованию.
Развитию метакогнитивных способностей студентов содействует раскрытие процессуальной стороны творческой деятельности выдающихся личностей. Знакомство с режимом их работы способствует осознанию закономерности креативного акта и способов метакогнитивного контроля умственной деятельности человека и саморегуляции его поведения, которые обеспечивают высокий результат.
Развивая метакогниции в учебном процессе, мы выигрываем в духовном развитии студента дважды. С одной стороны, стимулируя его на своем предмете к постоянному диалогу с собственным мышлением, мы формируем у него привычку обращаться к такому диалогу не только в учении, но и во всех видах жизнедеятельности, которые связаны с принятием решений. Через метакогниции в обучении закладываются основы искусства жизни, т.е. искусства преодолевать обстоятельства, которые заводят мышление в тупик, и выбирать такую цель работы над собой, которая позволит нам лучше проявить свою индивидуальность, природный дар и способности. С другой стороны, стимулируя метакогнитивную активность студента, мы позволяем ему подняться на новый виток своего совершенствования и испытать радость победы над собой, успеха в управлении собой, осознания своей способности возвышаться, трансцендировать над собственным мышлением и сложившимися убеждениями.
Духовно-гедонистический принцип. Мышление (интеллект) и ценностное сознание выступают по отношению друг к другу средством взаиморегуляции, взаимомоииторипга. Однако один факт их интегрирования и комплементарности (дополнительности по отношению друг к другу) не обеспечивает гарантий развития человека как целостностного, его тождественности самому себе и своей природе. Ценностные ориентации, будучи искаженными, не позволят личности адекватно оценивать продукты ее познавательной деятельности, и не каждая метакогнитивная активность является средством преобразования собственной аксиосферы.
Разработка методических указаний к лабораторным работам для курса дисциплины "Компьютерная графика и моделирование"
Вероятно, ни для кого не секрет, что компьютерная графика окружает нас повсюду. Ее можно встретить на экране телевизора, газетной или журнальной полосе, рекламном плакате. Присутствию компьютерной графики в нашей жизни люди уже не удивляются. На современном этапе развития цивилизации, когда огромна ...
Анализ учебников русского языка с точки зрения обучения младших школьников
связной речи
Методическая работа по развитию речи реализуется посредством современных средств обучения, среди которых особое внимание принадлежит учебнику. Вариативные учебно-методические комплексы по русскому языку в своем составе содержат учебники и учебные пособия, методические рекомендации для учителя, конт ...
Особенности
формирования знаний об окружающем мире у детей с нарушением интеллекта
Клинико-психологическое изучение выявило большое количество фактов, которые свидетельствуют о том, что дети с нарушением интеллекта иначе, чем их нормально развивающиеся сверстники, воспринимают мир и функционируют в нем: неадекватно, не критично, часто инфантильно. Детям с выраженными нарушениями ...
Обучение было и всегда будет, пока живет человечество. Можно сказать, что подготовка молодого поколения к участию в жизни общества путем передачи социального опыта есть неотъемлемая общественная функция во все времена и у всех народов.