В активизации этих связей кроется непостижимый потенциал жизненной энергии человека, глубина его социального творчества, требующая высокой интеграции интеллекта, речевого мышления, ценностного сознания и смысловой сферы личности. Посредством такой интеграции личность преодолевает функциональный уровень своего существования в социуме, поскольку разобщенность интеллектуальной и ценностной сферы субъекта блокирует его способность к творчеству.
Важность взаимосвязей между развитием разных свойств личности позволяет по-новому рассмотреть цель и содержание образовательного процесса. В них должна найти отражение идея активизации у обучающегося внутренних механизмов интегрирования разнородных личностных структур. Восстановление взаимосвязей между ними обеспечит субъекту образования ощущение собственной тождественности, гармонии с самим собой, самоуправляемости, единства внешнего и внутреннего.
В свете обозначенной цели образования — трансляции индивиду опыта самоорганизации, самоинтеграции — меняется идеал образованности человека. Наряду с высокой степенью сформированности его отдельных личностных структур, педагогический идеал включает интегративные показатели личностного роста, отражающие высокую степень взаимодополнительности и единства разнокачественных свойств человека. К таким показателям относятся:
- способность соотносить понятия, идеи и теории, полученные в ходе познавательной деятельности, с индивидуальной системой ценностей;
- способность оценивать адекватность ближних и дальних целей своему творческому потенциалу и аксиосфере;
- умение предвидеть в решении реальной проблемной ситуации перспективы самосовершенствования и делать выбор в пользу личностного роста;
- способность к рефлексии, умение фиксировать изменения, происходящие в своем мировосприятии, находить их причины и давать им оценку;
- высокий уровень речевого творчества, выразительность речевого поведения, терминологической культуры (отсутствие шаблонных фраз, эмоционально-оценочная тональность высказывания).
Ориентация образования на активизацию внутренних гетерогенных связей в развитии личности задействует потенциал человека как целостности. Однако современная практика образования строится с опорой лишь на гомогенные (прямые) связи между конкретным направлением воспитания и соответствующей ему стороной развития, реализуя, таким образом, суммативный подход к формированию личности.
На каких принципах организации образовательного процесса должен основываться переход к "человекомерному" образованию, сообразному с закономерностями становления человеческой целостности? Рассмотрим каждый из них на примере теории и практики высшего профессионального образования.
Принцип познания человеческой природы. К.Ясперс указывал, что искаженность образа человека ведет к искаженности самого человека, так как образ человека, который мы считаем истинным, сам становится фактором нашей жизни, предрешает характер нашего обращения с нами и с другими людьми, жизненную настроенность и выбор задач. Вместе с тем, без знаний о богатстве человеческой природы невозможно понять и раскрыть свой потенциал, стать субъектом преобразования мира и самого себя. В антропологическом знании кроется загадка человеческой целостности, феномен человеческой способности восстанавливать свою связь с миром и испытывать счастье от полноты существования.
Принцип познания человеческой природы нацеливает субъекта образования на раскрытие не только своих возможностей, но и ценностных ориентиров жизнедеятельности, которые помогут ему восстановить гармонию с самим собой.
Методы строго регламентированного
упражнения
В методах этого типа деятельность занимающихся организуется и регулируется с возможно полной регламентацией, которая состоит: — в твердо предписанной программе движений (заранее обусловленный состав движений, порядок их повторения, изменения и связи друг с другом); — в возможно точном дозировании н ...
Диагностика и критерии нравственной воспитанности младших школьников
Полноценное нравственное воспитание школьников предполагает наличие четких, однозначных критериев моральной воспитанности. В последние 25-30 лет появилось большое число публикаций, авторы которых пытаются выделить ведущие признаки, характеризующие тот или иной уровень нравственного развития детей. ...
Принципы гностической деятельности
Гностическая деятельность учителя физического воспитания – это, прежде всего, анализ содержания и способов осуществления учебного процесса, изучение его участников (их возможностей и способностей), возрастных, половых, индивидуальных особенностей, результатов собственной деятельности (её достоинств ...
Обучение было и всегда будет, пока живет человечество. Можно сказать, что подготовка молодого поколения к участию в жизни общества путем передачи социального опыта есть неотъемлемая общественная функция во все времена и у всех народов.