Педагогика и образование » Целостность человека как педагогическая категория

Целостность человека как педагогическая категория

Страница 2

В активизации этих связей кроется непостижимый потенциал жизненной энергии человека, глубина его социального творчества, требующая высокой интеграции интеллекта, речевого мышления, ценностного сознания и смысловой сферы личности. Посредством такой интеграции личность преодолевает функциональный уровень своего существования в социуме, поскольку разобщенность интеллектуальной и ценностной сферы субъекта блокирует его способность к творчеству.

Важность взаимосвязей между развитием разных свойств личности позволяет по-новому рассмотреть цель и содержание образовательного процесса. В них должна найти отражение идея активизации у обучающегося внутренних механизмов интегрирования разнородных личностных структур. Восстановление взаимосвязей между ними обеспечит субъекту образования ощущение собственной тождественности, гармонии с самим собой, самоуправляемости, единства внешнего и внутреннего.

В свете обозначенной цели образования — трансляции индивиду опыта самоорганизации, самоинтеграции — меняется идеал образованности человека. Наряду с высокой степенью сформированности его отдельных личностных структур, педагогический идеал включает интегративные показатели личностного роста, отражающие высокую степень взаимодополнительности и единства разнокачественных свойств человека. К таким показателям относятся:

- способность соотносить понятия, идеи и теории, полученные в ходе познавательной деятельности, с индивидуальной системой ценностей;

- способность оценивать адекватность ближних и дальних целей своему творческому потенциалу и аксиосфере;

- умение предвидеть в решении реальной проблемной ситуации перспективы самосовершенствования и делать выбор в пользу личностного роста;

- способность к рефлексии, умение фиксировать изменения, происходящие в своем мировосприятии, находить их причины и давать им оценку;

- высокий уровень речевого творчества, выразительность речевого поведения, терминологической культуры (отсутствие шаблонных фраз, эмоционально-оценочная тональность высказывания).

Ориентация образования на активизацию внутренних гетерогенных связей в развитии личности задействует потенциал человека как целостности. Однако современная практика образования строится с опорой лишь на гомогенные (прямые) связи между конкретным направлением воспитания и соответствующей ему стороной развития, реализуя, таким образом, суммативный подход к формированию личности.

На каких принципах организации образовательного процесса должен основываться переход к "человекомерному" образованию, сообразному с закономерностями становления человеческой целостности? Рассмотрим каждый из них на примере теории и практики высшего профессионального образования.

Принцип познания человеческой природы. К.Ясперс указывал, что искаженность образа человека ведет к искаженности самого человека, так как образ человека, который мы считаем истинным, сам становится фактором нашей жизни, предрешает характер нашего обращения с нами и с другими людьми, жизненную настроенность и выбор задач. Вместе с тем, без знаний о богатстве человеческой природы невозможно понять и раскрыть свой потенциал, стать субъектом преобразования мира и самого себя. В антропологическом знании кроется загадка человеческой целостности, феномен человеческой способности восстанавливать свою связь с миром и испытывать счастье от полноты существования.

Принцип познания человеческой природы нацеливает субъекта образования на раскрытие не только своих возможностей, но и ценностных ориентиров жизнедеятельности, которые помогут ему восстановить гармонию с самим собой.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7

Еще по теме:

График суммы и разности двух функций
Наиболее общий метод построения графиков суммы или разности двух функций заключается в том, что предварительно строятся (штриховыми линиями) два графика для обеих функций, входящих в сумму или разность, затем складываются или вычитаются ординаты этих кривых в характерных точках (пересечение кривых ...

Целостность человека как педагогическая категория
Проблема целостного изучения человека издавна привлекала внимание ученых. На современном этапе развития науки феномен целостности стал самостоятельным объектом исследования в теории систем. Эволюция любой системы связана с ее движением к максимальной устойчивости и стабильности по отношению к небла ...

Принципы государственной политики в области образования
Образование сегодня является одним из средств решения важнейших проблем не только общества в целом, но и отдельных индивидов. Как и в любом государстве, в России характер системы образования определяется социально-экономическим и политическим строем, а также культурно-историческими и национальными ...

Педагогика как наука


Педагогика как наука

Обучение было и всегда будет, пока живет человечество. Можно сказать, что подготовка молодого поколения к участию в жизни общества путем передачи социального опыта есть неотъемлемая общественная функция во все времена и у всех народов.

Категории

Copyright © 2024 - All Rights Reserved 0.2161