Вычленение в педагогической теории идеи межпредметных связей и ее переход в самостоятельную дидактическую проблему связаны с теоретическими поисками прогрессивных педагогов различных эпох: Я.А.Коменского, И.Г.Песталоцци, А.Дистервега, К.Д.Ушинского.
Интегрированный урок можно характеризовать по следующим признакам:
- наличие основания для интеграции (проблема, теория, метод или объект изучения);
- интегрированный подход к отбору содержания образования: знаний, умений, ценностных ориентаций на основе разных форм постижения действительности;
- выбор адекватной формы проведения урока, обеспечивающей развитие разных сфер личности школьников.
Н.С.Светловская под интеграцией понимает "процесс создания нового ценного на основе выявленных однотипных элементов и частей в нескольких прежде разных единицах (учебных предметов, видах деятельности), затем приспособление этих элементов и частей в не существовавший ранее монолит особого качества". Важным условием интеграции является построение материала на основе подчинения единой цели и функции в ряде предметов, в методике. Предпочтительнее проводить интегрированное обучение на базе осуществления внутрипредметных и межпредметных связей.
Понятие "интеграция" Л.Н.Бахарева, раскрывает как "процесс сближения и связи наук". Этот процесс представляет собой высокую форму воплощения межпредметных связей на качественно новой ступени обучения. Интеграция не отрицает предметной системы обучения. Она является возможным путем ее совершенствования, преодоления недостатков и направлена на углубление взаимосвязей и взаимозависимости между предметами.
Ю.М.Колягин считает, что применительно к системе обучения понятие "интеграция" может принимать два значения:
1) как цель обучения она должна дать ученику те знания, которые могут научить ребенка с первых шагов обучения представлять мир как единое целое, где все элементы взаимосвязаны.
2) как средство обучения направлена на развитие эрудиции обучающегося, на обновление существующей узкой специализации в обучении.
Интеграция выступает как естественная взаимосвязь наук, учебных дисциплин, разделов и тем разных учебных предметов на основе ведущей идеи и ведущих положений.
На современном этапе различают три формы интеграции: полную, частичную и блоковую.
Полная – слияние учебного материала в едином курсе.
Частичная – слияние большей части учебного материала с выделением специфических глав.
Блоковая – построение автономных блоков с самостоятельными программами или разделами общей программы.
Целесообразнее осуществление интеграции начинать с блоковой, рассчитанной на четверть, полугодие или год.
А.Я.Данилюк считает, что интеграция представляется как инновационный прием, способный решить многие из проблем образования.
Интеграция в сфере воспитания и образования может осуществляться на любом этапе педагогического процесса, являясь универсальным путем его преобразования.
Ю.М.Колягин считает, что в начальной школе интеграцию целесообразно строить на объединении достаточно близких областей знаний.
Л.Н.Бахарева высказывает свое мнение, что в основе интегрированных уроков лежит близость содержания ведущих тем разных предметов и их логической взаимосвязи.
Для интеграции в начальном обучении и воспитании существуют как благоприятные, так и неблагоприятные факторы. Они во многом определяют тактику интеграции. К позитивным факторам относится интеллект ребенка.
Содержание и организация исследования
лексической стороны речи детей дошкольного возраста со стертой дизартрией
В процессе разработки и адаптации методики экспериментального исследования мы изучили работы таких авторов как Е.Ф. Архипова, Р.И. Лалаева, Н.В. Серебрякова, Л.В. Лопатина Л.И. Белякова, А.Н. Гвоздев, О.Е. Громова, Н.С. Жукова, Е.М. Мастюкова, Т.Б. Филичева . М.М. Кольцова, С.Н. Цейтлин и др. , на ...
Педагогические условия, методы и приемы работы над исправлением
дефектов голосового звучания учащихся среднего возраста в школьном хоре
Работа над исправлением недостатков певческого звукообразования является одной из важнейших и сложных проблем процесса воспитания голоса. Этот процесс очень длительный и кропотливый, требующий от педагога осторожности и деликатности, знаний не только в области анатомии и физиологии, но и в области ...
Отношение студентов УдГУ к федеральному интернет-экзамену
Пять лет студенты УдГУ сдают интернет-экзамен. За этот период сложились определенные модели поведения и мнения, касающиеся как целей и задач федерального интернет-экзамена, так и процедуры его проведения. С целью изучения мнений студентов по поводу организации и проведения ФЭПО в нашем вузе был про ...
Обучение было и всегда будет, пока живет человечество. Можно сказать, что подготовка молодого поколения к участию в жизни общества путем передачи социального опыта есть неотъемлемая общественная функция во все времена и у всех народов.