Большинство учреждений дополнительного образования детей отличаются особыми, уникальными условиями организации педагогического процесса, психологическим климатом в коллективах, материально-техническим обеспечением, эстетическим вкусом, активностью участия в жизни города, региона, микросоциума и другими чертами. Совокупность этих условий вместе с культурой образуют неповторимый уклад жизнедеятельности учреждения.
Культура образовательного учреждения – это уникальная многослойная система норм, традиций, стилей поведения, способов деятельности и мышления, менталитета. Ее создателями и носителями являются все участники (временные и постоянные, прошлые и настоящие) жизнедеятельности учреждения: педагоги, дети, родители, сотрудники, и др.
Анализ концепций и нормативных документов по дополнительному образованию свидетельствует о том, что реформирование воспитания в учреждениях дополнительного образования детей должно выстраиваться на научном выявлении потенциальных возможностей развития его уникальных традиций и специфических особенностей, а также на моделировании новых инновационных подходов к его развитию.
Осмыслению сущности образовательного процесса в учреждениях дополнительного образования детей способствуют исследования А.Г. Асмоловой, В.А. Березиной, В.А. Боговаровой, В.А. Горского, Е.Б. Евладовой, А.Я. Журкиной, Л.Г. Логиновой, А.С. Макаренко, Е.Н. Медынского, М.Н. Поволяевой, С.Т. Шацкого и др.
Исследования социально-педагогического потенциала учреждений дополнительного образования как социально-педагогическое явление, опирались на совокупность исследований, раскрывающих сущность, содержание и специфику образовательного процесса в учреждениях дополнительного образования (А.К. Бруднов, В.А. Горский, А.Я. Журкина, А.В. Золотарева, С.В. Сальцева, А.И. Щетинская, А.Б. Фомина).
Образование в рамках УДО правомерно рассматривается учеными как взаимосвязь двух процессов (обучение и воспитание), активизирующих личность на деятельность по овладению общественным опытом: знаниями, практическими умениями и навыками, способами творческой деятельности, социальными и духовными отношениями.
В целом дополнительное образование – рассматривается как особо организованный процесс, который изначально ориентирован на свободу выбора ребенком совместно с педагогом образовательной области, профиля программ, времени их освоения, разнообразия видов деятельности и создание благоприятных условий для реализации имеющегося природного потенциала ребенка в соответствии с его духовными потребностями. Спецификой современных требований к УДО является: оснащенность образовательного процесса программами, помогающими детям овладеть функциональной грамотностью; предоставление каждому ребенку свободного выбора образовательной области, профиля программ, времени их освоения; многообразие видов деятельности, удовлетворяющих самые разные интересы; личностно-деятельностный характер образовательного процесса; профориентация, возможность получения допрофессионального образования; социокультурная направленность всех мероприятий.
Словосочетание «социально-педагогический потенциал» довольно часто употребляется в научной литературе. Однако разные авторы, применяя этот термин, вкладывают в него разный смысл. В то же время ряд авторов предлагают понятия, близкие по смыслу к педагогическому потенциалу и даже используют этот термин – но не раскрывают его содержания. Примером могут служить работы Н.А. Аминова, Е.Н. Волковой, Э.Ф. Зсера, Л.Г. Поповой, Ю.И. Турчаниновой.
Социально – педагогический потенциал понимается исследователями, во-первых, как нечто само собой разумеющееся, во-вторых, совершение неоднозначно. Аналогичные работы вносят свой вклад в разработку проблемы социально-педагогического потенциала, но касаются отдельных ее сторон, проблема в целом не ставится. Авторы этих работ, говоря о потенциале, имеют в виду свой предмет исследования, т.е. происходит потеря понятия «социально-педагогический потенциал» к педагогическим способностям, направленности, субъектности и т.д.
Роль уроков русского языка в обучении и воспитании младших школьников
Необходимость глубокого изучения родного языка в школе определяется его основными функциями: язык служит человеку, во-первых, средством оформления и выражения мысли, во-вторых, коммуникативным средством, обслуживая членов общества в их общении между собой, и, наконец, средством выражения чувств, на ...
Понятия: воспитание, обучение, образования, педагогический процесс,
формирование, развитие
Основные педагогические понятия, выражающие научные обобщения, принято называть также педагогическими категориями. К основным педагогическим категориям относятся воспитание, обучение, образование. Наша наука широко оперирует также общенаучными категориями – такими, как развитие и формирование. Поня ...
Роль математики, в формировании и развитии интеллектуальных качеств
личности
Особенности развития высших психических функций в среднем и старшем школьных возрастах, описанные в п. 1 - потенциально возможный уровень, т. е. верхняя планка (как правило) в развитии интеллектуальных процессов. Достижению этого уровня способствует изучение учеником гуманитарных и естественно-мате ...
Обучение было и всегда будет, пока живет человечество. Можно сказать, что подготовка молодого поколения к участию в жизни общества путем передачи социального опыта есть неотъемлемая общественная функция во все времена и у всех народов.