Педагогика и образование » Социально-педагогический потенциал учреждения дополнительного образования » Анализ литературы по изучению социально-педагогического потенциала учреждения дополнительного образования

Анализ литературы по изучению социально-педагогического потенциала учреждения дополнительного образования

Страница 1

Большинство учреждений дополнительного образования детей отличаются особыми, уникальными условиями организации педагогического процесса, психологическим климатом в коллективах, материально-техническим обеспечением, эстетическим вкусом, активностью участия в жизни города, региона, микросоциума и другими чертами. Совокупность этих условий вместе с культурой образуют неповторимый уклад жизнедеятельности учреждения.

Культура образовательного учреждения – это уникальная многослойная система норм, традиций, стилей поведения, способов деятельности и мышления, менталитета. Ее создателями и носителями являются все участники (временные и постоянные, прошлые и настоящие) жизнедеятельности учреждения: педагоги, дети, родители, сотрудники, и др.

Анализ концепций и нормативных документов по дополнительному образованию свидетельствует о том, что реформирование воспитания в учреждениях дополнительного образования детей должно выстраиваться на научном выявлении потенциальных возможностей развития его уникальных традиций и специфических особенностей, а также на моделировании новых инновационных подходов к его развитию.

Осмыслению сущности образовательного процесса в учреждениях дополнительного образования детей способствуют исследования А.Г. Асмоловой, В.А. Березиной, В.А. Боговаровой, В.А. Горского, Е.Б. Евладовой, А.Я. Журкиной, Л.Г. Логиновой, А.С. Макаренко, Е.Н. Медынского, М.Н. Поволяевой, С.Т. Шацкого и др.

Исследования социально-педагогического потенциала учреждений дополнительного образования как социально-педагогическое явление, опирались на совокупность исследований, раскрывающих сущность, содержание и специфику образовательного процесса в учреждениях дополнительного образования (А.К. Бруднов, В.А. Горский, А.Я. Журкина, А.В. Золотарева, С.В. Сальцева, А.И. Щетинская, А.Б. Фомина).

Образование в рамках УДО правомерно рассматривается учеными как взаимосвязь двух процессов (обучение и воспитание), активизирующих личность на деятельность по овладению общественным опытом: знаниями, практическими умениями и навыками, способами творческой деятельности, социальными и духовными отношениями.

В целом дополнительное образование – рассматривается как особо организованный процесс, который изначально ориентирован на свободу выбора ребенком совместно с педагогом образовательной области, профиля программ, времени их освоения, разнообразия видов деятельности и создание благоприятных условий для реализации имеющегося природного потенциала ребенка в соответствии с его духовными потребностями. Спецификой современных требований к УДО является: оснащенность образовательного процесса программами, помогающими детям овладеть функциональной грамотностью; предоставление каждому ребенку свободного выбора образовательной области, профиля программ, времени их освоения; многообразие видов деятельности, удовлетворяющих самые разные интересы; личностно-деятельностный характер образовательного процесса; профориентация, возможность получения допрофессионального образования; социокультурная направленность всех мероприятий.

Словосочетание «социально-педагогический потенциал» довольно часто употребляется в научной литературе. Однако разные авторы, применяя этот термин, вкладывают в него разный смысл. В то же время ряд авторов предлагают понятия, близкие по смыслу к педагогическому потенциалу и даже используют этот термин – но не раскрывают его содержания. Примером могут служить работы Н.А. Аминова, Е.Н. Волковой, Э.Ф. Зсера, Л.Г. Поповой, Ю.И. Турчаниновой.

Социально – педагогический потенциал понимается исследователями, во-первых, как нечто само собой разумеющееся, во-вторых, совершение неоднозначно. Аналогичные работы вносят свой вклад в разработку проблемы социально-педагогического потенциала, но касаются отдельных ее сторон, проблема в целом не ставится. Авторы этих работ, говоря о потенциале, имеют в виду свой предмет исследования, т.е. происходит потеря понятия «социально-педагогический потенциал» к педагогическим способностям, направленности, субъектности и т.д.

Страницы: 1 2 3 4

Еще по теме:

Понятия «компетентность» и «компетенция»
Обычно под компетентностью понимается некая интегральная способность решать возникающие в различных сферах жизни конкретные проблемы. Но такая способность, непременно, предполагает наличие знаний. Главная идея компетентностного подхода состоит, как считает А.Л. Андреев, в том, что «нужно не столько ...

Особенности развития диалогической речи у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи
Овладение связной диалогической речью, считают В.П. Глухов, Р.Е. Левина, Л.Ф. Спирова, – одна из главных задач речевого развития дошкольников. Ее успешное решение зависит от многих условий (речевой среды, социального окружения, семейного благополучия, индивидуальных особенностей личности, познавате ...

Психологические характеристика мотивационной сферы учения. И её изменение в ходе индивидуального и возрастного развития школьника
По мнению А.Н. Леонтьева всякая деятельность начинается с потребностей, все они, даже биологические по происхождению, складываются во взаимоотношении ребенка с взрослыми и поэтому социально обусловлено. «Потребность – это направленность активности ребенка, психическое состояние, создающее предпосыл ...

Педагогика как наука


Педагогика как наука

Обучение было и всегда будет, пока живет человечество. Можно сказать, что подготовка молодого поколения к участию в жизни общества путем передачи социального опыта есть неотъемлемая общественная функция во все времена и у всех народов.

Категории

Copyright © 2025 - All Rights Reserved 0.1168