Потенциал определяется как совокупность социальных, психолого-педагогических и организационно-педагогических факторов воспитания, позитивной социализации и стимулирования саморазвития личности в их взаимосвязи, обеспечивающих в жизнедеятельности реализацию социальных потребностей личности ребёнка, её позиции как субъекта познания, практической деятельности, общения, права, творчества, саморазвития. Социальный педагог содействуют развитию природного потенциала ребенка, его способностей, задатков, социальной инициативы и творческого потенциала. Организуя социально-педагогическую деятельность, он стремится обогатить растущую личность новым социальным опытом, расширить сферу знаний, умений и навыков, необходимых для жизнедеятельности в обществе, семье, ближайшем окружении.
В рамках исследования, анализа опыта работы учреждений дополнительного образования на этапе перехода в качественно новое состояние позволил увидеть общие для всех тенденции обновления в целом: изменился взгляд на личность человека, усилились позиции культурно-исторического подхода к развитию личности; определились приоритеты дополнительного образования детей: вариативность его содержания, форм и методов, дифференциация и индивидуализация образовательных маршрутов социального самоопределения воспитанников.
Анализ литературы показал, что дополнительное образование дает возможность выбрать тот круг общения, который соответствует интересам школьников, расширяет возможность получения каждым воспитанником качественного образования и развития социально успешной и духовно обогащенной личности: свободной, творческой, саморазвивающейся.
Дополнительное образование как взаимосвязь обучения и воспитания личности является духовным по существу. Оно строится на основе выбора и реализации сущностных сил личности в процессе индивидуального творчества. Образовательный процесс при этом формирует у школьников «неорганичное тело», развивает у них потребности в творчестве и деятельности «для других».
Традиционно дополнительное образование нацелено на стимулирование мотивов творческой деятельности каждого ребенка, а не на отбор более способных и предрасположенных к предметному обучению. Особенность этой системы в том, что не школьник должен адаптироваться к имеющимся образовательным условиям, а условия дополнительного образования проектируются, учитывая его индивидуальность. Поэтому дополнительное образование с полным правом называется открытым, неформализованным образованием, способным быстро и мобильно реагировать на изменения в социальной среде, на разнообразие потребностей и мотивов социума, способностей школьников. Воспитанники, включенные в образовательный процесс, реализуют себя в основных областях жизнедеятельности: познании, предметной деятельности, общении, игре. Роль социально-педагогического потенциала в дополнительном образовании не сводится только к познанию, к трансформации навыков и умений, а активизирует духовную потребность творческого познания.
Под дополнительным образованием понимается мотивированное образование за рамками основного образования, позволяющее человеку (ребенку) приобрести устойчивую потребность в познании и в творчестве, максимально реализовывать себя, самоопределиться предметно, профессионально, социально, личностно. Отличительными чертами педагогики дополнительного образования детей являются:
создание условий для свободного выбора каждым ребенком образовательной области, направления, вида деятельности, профиля программы и времени ее освоения, и также педагога;
многообразие видов деятельности, удовлетворяющей самые разные интересы, склонности и потребности ребенка;
личностно-деятельностный характер образовательного процесса, способствующий развитию мотивации личности к познанию и творчеству;
личностно-ориентированный подход к ребенку, создание «ситуации успеха» для каждого ребенка;
создание условий для самореализации, самопознания, самоопределения личности;
применение таких средств определения результативности продвижения ребенка в границах избранной им дополнительной образовательной программы (вида деятельности, области знаний).
Способы активизации деятельности на уроках русского языка
Активизация деятельности через самостоятельные задания поискового и творческого характера Суть данного метода заключается в том, чтобы активизировать интерес к родному языку и повысить познавательную активность обучающихся в рамках данного предмета за счет подходов, отдающих приоритеты самостоятель ...
Объект и предмет педагогики
Свое название педагогика получила от греческих слов «пайдос» - дитя и «аго» - вести. В дословном переводе «пайдогогос» означает «детоволитель». Педагогом в Древней Греции называли раба, который в буквальном смысле слова брал за руку ребенка своего господина и сопровождал его в школу. Учительствовал ...
Общие функции внимания
Внимание - это в первую очередь динамическая характеристика протекания познавательной деятельности: оно выражает преимущественную связь психической деятельности с определенным объектом, на котором она как в фокусе сосредоточена. Одним из определений внимания в психологии является предложенное Н.Ф. ...
Обучение было и всегда будет, пока живет человечество. Можно сказать, что подготовка молодого поколения к участию в жизни общества путем передачи социального опыта есть неотъемлемая общественная функция во все времена и у всех народов.