Педагогика и образование » Социально-педагогический потенциал учреждения дополнительного образования » Анализ литературы по изучению социально-педагогического потенциала учреждения дополнительного образования

Анализ литературы по изучению социально-педагогического потенциала учреждения дополнительного образования

Страница 3

Потенциал определяется как совокупность социальных, психолого-педагогических и организационно-педагогических факторов воспитания, позитивной социализации и стимулирования саморазвития личности в их взаимосвязи, обеспечивающих в жизнедеятельности реализацию социальных потребностей личности ребёнка, её позиции как субъекта познания, практической деятельности, общения, права, творчества, саморазвития. Социальный педагог содействуют развитию природного потенциала ребенка, его способностей, задатков, социальной инициативы и творческого потенциала. Организуя социально-педагогическую деятельность, он стремится обогатить растущую личность новым социальным опытом, расширить сферу знаний, умений и навыков, необходимых для жизнедеятельности в обществе, семье, ближайшем окружении.

В рамках исследования, анализа опыта работы учреждений дополнительного образования на этапе перехода в качественно новое состояние позволил увидеть общие для всех тенденции обновления в целом: изменился взгляд на личность человека, усилились позиции культурно-исторического подхода к развитию личности; определились приоритеты дополнительного образования детей: вариативность его содержания, форм и методов, дифференциация и индивидуализация образовательных маршрутов социального самоопределения воспитанников.

Анализ литературы показал, что дополнительное образование дает возможность выбрать тот круг общения, который соответствует интересам школьников, расширяет возможность получения каждым воспитанником качественного образования и развития социально успешной и духовно обогащенной личности: свободной, творческой, саморазвивающейся.

Дополнительное образование как взаимосвязь обучения и воспитания личности является духовным по существу. Оно строится на основе выбора и реализации сущностных сил личности в процессе индивидуального творчества. Образовательный процесс при этом формирует у школьников «неорганичное тело», развивает у них потребности в творчестве и деятельности «для других».

Традиционно дополнительное образование нацелено на стимулирование мотивов творческой деятельности каждого ребенка, а не на отбор более способных и предрасположенных к предметному обучению. Особенность этой системы в том, что не школьник должен адаптироваться к имеющимся образовательным условиям, а условия дополнительного образования проектируются, учитывая его индивидуальность. Поэтому дополнительное образование с полным правом называется открытым, неформализованным образованием, способным быстро и мобильно реагировать на изменения в социальной среде, на разнообразие потребностей и мотивов социума, способностей школьников. Воспитанники, включенные в образовательный процесс, реализуют себя в основных областях жизнедеятельности: познании, предметной деятельности, общении, игре. Роль социально-педагогического потенциала в дополнительном образовании не сводится только к познанию, к трансформации навыков и умений, а активизирует духовную потребность творческого познания.

Под дополнительным образованием понимается мотивированное образование за рамками основного образования, позволяющее человеку (ребенку) приобрести устойчивую потребность в познании и в творчестве, максимально реализовывать себя, самоопределиться предметно, профессионально, социально, личностно. Отличительными чертами педагогики дополнительного образования детей являются:

создание условий для свободного выбора каждым ребенком образовательной области, направления, вида деятельности, профиля программы и времени ее освоения, и также педагога;

многообразие видов деятельности, удовлетворяющей самые разные интересы, склонности и потребности ребенка;

личностно-деятельностный характер образовательного процесса, способствующий развитию мотивации личности к познанию и творчеству;

личностно-ориентированный подход к ребенку, создание «ситуации успеха» для каждого ребенка;

создание условий для самореализации, самопознания, самоопределения личности;

применение таких средств определения результативности продвижения ребенка в границах избранной им дополнительной образовательной программы (вида деятельности, области знаний).

Страницы: 1 2 3 4

Еще по теме:

Генераторы виртуальной реальности
Слова, письменные или устные, а также изображение (живопись) — это те средства, с помощью которых могут создаваться виртуальные реальности. Более того, слова являются основным способом создания виртуальных реальностей в традиционной системе образования. На живописном полотне действует все тот же ме ...

Мотивация к учению: как управлять её развитием
Каждому учителю известна такая ситуация: ребёнок может учиться в общеобразовательной школе, но ленив, безынициативен ко всему относиться спустя рукава. О таком говорят: немотивирован… Мотивация – одна из сложнейших педагогических проблем. Как преодолеть равнодушное отношение к познанию, ко всему но ...

Самоуправление в системе других воспитательных средств А.С.Макаренко
А.С. Макаренко разработал стройную педагогическую систему, методологической основой которой является педагогическая логика, трактующая педагогику как «прежде всего практически целесообразную науку». Теория А. С. Макаренко непосредственно вырастала из практики: на протяжении 16 лет он талантливо и п ...

Педагогика как наука


Педагогика как наука

Обучение было и всегда будет, пока живет человечество. Можно сказать, что подготовка молодого поколения к участию в жизни общества путем передачи социального опыта есть неотъемлемая общественная функция во все времена и у всех народов.

Категории

Copyright © 2023 - All Rights Reserved 0.2085