Педагогика и образование » Социально-педагогический потенциал учреждения дополнительного образования » Анализ литературы по изучению социально-педагогического потенциала учреждения дополнительного образования

Анализ литературы по изучению социально-педагогического потенциала учреждения дополнительного образования

Страница 3

Потенциал определяется как совокупность социальных, психолого-педагогических и организационно-педагогических факторов воспитания, позитивной социализации и стимулирования саморазвития личности в их взаимосвязи, обеспечивающих в жизнедеятельности реализацию социальных потребностей личности ребёнка, её позиции как субъекта познания, практической деятельности, общения, права, творчества, саморазвития. Социальный педагог содействуют развитию природного потенциала ребенка, его способностей, задатков, социальной инициативы и творческого потенциала. Организуя социально-педагогическую деятельность, он стремится обогатить растущую личность новым социальным опытом, расширить сферу знаний, умений и навыков, необходимых для жизнедеятельности в обществе, семье, ближайшем окружении.

В рамках исследования, анализа опыта работы учреждений дополнительного образования на этапе перехода в качественно новое состояние позволил увидеть общие для всех тенденции обновления в целом: изменился взгляд на личность человека, усилились позиции культурно-исторического подхода к развитию личности; определились приоритеты дополнительного образования детей: вариативность его содержания, форм и методов, дифференциация и индивидуализация образовательных маршрутов социального самоопределения воспитанников.

Анализ литературы показал, что дополнительное образование дает возможность выбрать тот круг общения, который соответствует интересам школьников, расширяет возможность получения каждым воспитанником качественного образования и развития социально успешной и духовно обогащенной личности: свободной, творческой, саморазвивающейся.

Дополнительное образование как взаимосвязь обучения и воспитания личности является духовным по существу. Оно строится на основе выбора и реализации сущностных сил личности в процессе индивидуального творчества. Образовательный процесс при этом формирует у школьников «неорганичное тело», развивает у них потребности в творчестве и деятельности «для других».

Традиционно дополнительное образование нацелено на стимулирование мотивов творческой деятельности каждого ребенка, а не на отбор более способных и предрасположенных к предметному обучению. Особенность этой системы в том, что не школьник должен адаптироваться к имеющимся образовательным условиям, а условия дополнительного образования проектируются, учитывая его индивидуальность. Поэтому дополнительное образование с полным правом называется открытым, неформализованным образованием, способным быстро и мобильно реагировать на изменения в социальной среде, на разнообразие потребностей и мотивов социума, способностей школьников. Воспитанники, включенные в образовательный процесс, реализуют себя в основных областях жизнедеятельности: познании, предметной деятельности, общении, игре. Роль социально-педагогического потенциала в дополнительном образовании не сводится только к познанию, к трансформации навыков и умений, а активизирует духовную потребность творческого познания.

Под дополнительным образованием понимается мотивированное образование за рамками основного образования, позволяющее человеку (ребенку) приобрести устойчивую потребность в познании и в творчестве, максимально реализовывать себя, самоопределиться предметно, профессионально, социально, личностно. Отличительными чертами педагогики дополнительного образования детей являются:

создание условий для свободного выбора каждым ребенком образовательной области, направления, вида деятельности, профиля программы и времени ее освоения, и также педагога;

многообразие видов деятельности, удовлетворяющей самые разные интересы, склонности и потребности ребенка;

личностно-деятельностный характер образовательного процесса, способствующий развитию мотивации личности к познанию и творчеству;

личностно-ориентированный подход к ребенку, создание «ситуации успеха» для каждого ребенка;

создание условий для самореализации, самопознания, самоопределения личности;

применение таких средств определения результативности продвижения ребенка в границах избранной им дополнительной образовательной программы (вида деятельности, области знаний).

Страницы: 1 2 3 4

Еще по теме:

Диагностика развития умений диалогической речи у детей среднего дошкольного возраста
Констатирующие эксперименты проводились с тремя группами детей 5-го года жизни в тех же дошкольных учреждениях. Общие педагогические услови ...

Сущность и особенности интегрированного обучения в начальной школе
Вычленение в педагогической теории идеи межпредметных связей и ее переход в самостоятельную дидактическую проблему связаны с теоретическими ...

Индивидуальные учебные задания по физике
Несомненна роль индивидуальных заданий в развитии у учащихся самостоятельности, инициативы, в воспитании у них интереса к чтению дополнител ...

Педагогика как наука


Педагогика как наука

Обучение было и всегда будет, пока живет человечество. Можно сказать, что подготовка молодого поколения к участию в жизни общества путем передачи социального опыта есть неотъемлемая общественная функция во все времена и у всех народов.

Категории

Copyright © 2018 - All Rights Reserved - www.directeducation.ru