Педагогика и образование » Социально-педагогический потенциал учреждения дополнительного образования » Анализ литературы по изучению социально-педагогического потенциала учреждения дополнительного образования

Анализ литературы по изучению социально-педагогического потенциала учреждения дополнительного образования

Страница 2

Инструментальные характеристики социально-педагогический потенциала – это педагогические способности. Они играют в структуре социально-педагогического потенциала особую роль, являются его ядром. На этот факт специально обращает внимание Л.Д. Кудряшова, которой принадлежит оригинальная психологическая теория способностей.

Д.Н. Лебедев, в качестве существенной социально-педагогической характеристики УДО выделяет социально-педагогический потенциал, обуславливаемый его целями и функциями и связанный с результатами его жизнедеятельности. Потенциал определяется как совокупность социальных, психолого-педагогических и организационно-педагогических факторов воспитания, позитивной социализации и стимулирования саморазвития личности подростка в их взаимосвязи, обеспечивающих в его жизнедеятельности реализацию социальных потребностей личности ребенка, её позиции как субъекта познания, практической деятельности, общения, права, творчества, саморазвития. В структуре потенциала выделены аксиологический, социально-психологический, педагогический, организационный, личностно-психологический компоненты.

Под социально-педагогическим потенциалом понимаем возможности, присущие УДО как явлению, для реализации своих важнейших функций.

М.А. Нугаев и Р.М. Нугаев выделили наличный и перспективный социально-педагогические потенциалы.

Под наличным социально-педагогическим потенциалом понимают характеристику способностей, ещё не нашедших свое выражение в деятельности, но в принципе могущих быть в ней задействованы, поскольку условия для этого обществом уже созданы.

Под перспективным социально-педагогическим потенциалом понимают те способности, которые возможно, никогда не найдут своего выражения в деятельности, если обществом не будут созданы специальные условия для этого.

В зависимости от того, какие качества и способности индивида принимаются во внимание, в структуре всякого социального потенциала выделяют такие потенциалы:

познавательный – определяется объемом и качеством информации, которой располагает личность (эта информация складывается из знаний о внешнем мире и самопознания);

ценностный – определяется идеалами, жизненными целями, убеждениями и стремлениями личности приобретенными в процессе социализации (усвоение социальных норм, ценностей, вхождение в культуру);

творческий – определяется полученными личностью и самостоятельно выработанными умениями и навыками, и способностью к действию;

коммуникативный – определяется формой и мерой общительности личности, характером и точностью контактов, устанавливаемых ею с другими людьми;

художественный – определяется уровнем содержанием, интенсивностью художественных потребностей личности и тем как она их удовлетворяет.

Дополнительное образование обусловлено личностью самого педагога, его личными качествами и педагогическим мастерством, конкретными технологиями обучения и воспитания по развитию потребностей в совместном творчестве и в деятельности «для других». Образовательный процесс в УДО строится в парадигме развивающего образования и обеспечивает следующие функции: информационную, обучающую, развивающую, социализирующую, релаксационную. Таким образом, в УДО детьми приобретается свой собственный опыт духовно-культурной деятельности, свой метод активности в познании, творчестве и досуге, что предопределяет качество результата всего процесса дополнительного образования.

Соответственно социально-педагогический потенциал УДО позволяет эффективно влиять на процесс формирования личности. Эти особенности обусловлены социокультурной и природной средой, спецификой детского и педагогического коллективов, своеобразным содержанием духовной, интеллектуальной, эмоциональной, предметно-творческой, оздоровительной деятельности, духовно обогащенного общения и отношений. Специфика потенциала современного учреждения дополнительного образования, направленная на удовлетворение познавательного интереса, осуществление индивидуализации обучения, при неформальном характере общения и практической направленности обучения, способствует развитию духовных потребностей школьников.

Страницы: 1 2 3 4

Еще по теме:

Содержание преемственности в работе дошкольного учебного учреждения и школы по математике
Успехи в школьном обучении во многом зависят от качества знаний и умений, сформированных в дошкольные годы, от уровня развития познавательных интересов и познавательной активности ребенка. Школа постоянно повышает требования к интеллектуальному, в частности математическому, развитию детей. С целью ...

Педагогические идеи античных философов: Аристотель, Демокрит, Платон, Сократ
Древнегреческая цивилизация дала миру немало превосходных философов, в концепции которых вплетены бесценные мысли о воспитании. Аристотель (384-322 гг. до н. э.) поднимал наставника на самую высокую ступень в обществе: Он создал в Афинах учебное заведение Ликей, которым руководил в течение двенадца ...

Педагогическое взаимодействие как условие воспитания школьников
Гуманистическая технология педагогического взаимодействия признает общение важнейшим условием и средством развития личности. Общение не просто ряд последовательных действий (деятельности) обобщающихся субъектов. Любой акт непосредственного общения - это воздействие человека на человека, а именно их ...

Педагогика как наука


Педагогика как наука

Обучение было и всегда будет, пока живет человечество. Можно сказать, что подготовка молодого поколения к участию в жизни общества путем передачи социального опыта есть неотъемлемая общественная функция во все времена и у всех народов.

Категории

Copyright © 2024 - All Rights Reserved 0.2654