Некоторые учащиеся отмечают, что внешкольное учреждение привлекает их возможностью неформального общения с руководителем (70%), который является не только специалистом, но и яркой творческой личностью, способной понять и поддержать подростка. Есть определенное количество учащихся, которые тяготятся своим классом и во внешкольном учреждении ищут возможность найти товарищей (65%), готовых разделить с ним его увлечения; привлекает ребят творческая работа, требующая самостоятельности (55%), и работа, необходимая своему коллективу (40%); четверть опрошенных учащихся отмечает, что их привело во внешкольное учреждение желание занять свое свободное время.
Организуя опытно-экспериментальную работу, руководители и участники опирались на деятельностный, личностно-ориентированный и социально-педагогический подходы.
Таким образом, социально-педагогический потенциал, эффективное управление этим процессом требуют большой организационной работы. Указанные критерии и показатели эффективности реализации социально-педагогического потенциала можно использовать для определения уровня протекания социально-педагогической деятельности учреждения дополнительного образования, выявления обстоятельств, тормозящих или, наоборот, благотворно влияющих на нее.
Обучение было и всегда будет, пока живет человечество. Можно сказать, что подготовка молодого поколения к участию в жизни общества путем передачи социального опыта есть неотъемлемая общественная функция во все времена и у всех народов.