Дополнительное образование характеризуется как процесс освоения добровольного избранного человеком вида деятельности или области знаний, выходящих за рамки стандарта обязательного (общего, начального, среднего или высшего профессионального) образования. Таким образом, дополнительное образование – это непрерывная, многоуровневая система образования, в сочетании с системой базового образования составляющая единое образовательное пространство.
Образовательная деятельность учреждений дополнительного образования является составной и неотъемлемой частью социально-педагогической деятельности. Социально-педагогическая деятельность отличается глубокой личностной направленностью, может протекать как индивидуально, так и коллективно, включает элементы обучения, воспитания, развития и социализации личности, реализуется в образовательном процессе педагогическим коллективом, направлена на удовлетворение многообразных потребностей и интересов обучающихся, имеет свои специфические цели, методы, содержание и является неотъемлемой частью деятельности образовательного учреждения.
Под критерием понимаем средство суждения или показатель, позволяющий оценить или классифицировать что-либо, в данном случае эффективность реализации социально-педагогического потенциала УДО.
Грамотное определение критериев эффективности реализации социально-педагогического потенциала, позволит определить насколько работа проведенная социальным педагогом в области улучшения работы учреждения дополнительного образования была результативна.
В ходе ОЭР установлено, что условиями эффективности деятельности в учреждении являются:
четкое определение принципов,
выбор оптимальной модели управления,
выбор организационной технологии, представляющей собой совокупность форм и методов подготовки, принятия и реализации управленческих решений,
соблюдение организационных стандартов,
личность руководителя.
Критерии оценки эффективности:
Повышение уровня реализации социально-педагогического потенциала УДО;
Стремление всех участников (детей, родителей, сотрудников УДО) к повышению социально-педагогического потенциала;
Улучшение образовательной деятельности;
Улучшение качества и реализации программ социально-педагогической направленности;
Улучшение взаимодействия УДО с семьей;
Повышение профессиональных качеств специалистов в реализации социально-педагогического потенциала УДО.
В соответствии с Типовым положением об учреждении дополнительного образования детей основное предназначение учреждений дополнительного образования – развитие мотивации к познанию и творчеству, реализация дополнительных образовательных программ в интересах личности, общества, государства.
К критериям повышения уровня эффективности реализации социально – педагогического потенциала УДО можно отнести:
системность и направленность социально – педагогической работы;
отсутствие принуждения;
максимальное использование потенциальных возможностей образовательного учреждения.
совершенствование профессиональных умений социального педагога в области социально – педагогического потенциала УДО.
обеспечение информационных условий
обеспечение организационных условий.
обеспечение мотивационных условий.
обеспечение вариативности содержания деятельности с родителями.
осуществление социально-педагогической помощи учащимся, семье, сотрудникам ЦДТ.
Основываясь на определении перспектив деятельности, диагностике ее исходного состояния и моделирования желаемого состояния системы в учреждении, осуществляется технология проектно-целевого управления развитием.
Эффективность управления отслежена по следующим критериям:
диагностическая обеспеченность управления;
соответствие управленческих задач уровням развития управляемым учреждением;
планирующее обеспечение управленческого регулирования;
организационное обеспечение выполнения задач управления;
психологическое обеспечение процесса;
результативность деятельности через анализ, контроль, оценивание;
координационная и коррекционная обеспеченность развития учреждения;
информационное обеспечение системы.
Ресурсы, необходимые для действия модели:
1. Обеспечение организационных условий;
2. Обеспечение информационных условий (сбор, обработка, анализ информации, необходимой для реализации модели)
3. Обеспечение мотивационных условий (действия, которые нужно сформировать заинтересованность в решении задач)
4. Обеспечение научно-методических условий (создание научно-методического обеспечения реализации модели, различных методических памяток, рекомендаций).
Содержание представлений о природе
Первый блок знаний — представления о растениях и животных как живых организмах, их признаках и свойствах. Конкретные признаки отдельных растений и животных, доступные сенсорному анализу их качества и свойства: цвет, величина, части и органы, их пространственное расположение, вариативность у разных ...
Основные понятия активных форм обучения
Умение анализировать, сравнивать, выделять главное, решать проблему, способность к самосовершенствованию и умение дать адекватную самооценку, быть ответственным, самостоятельным, уметь творить и сотрудничать – вот с чем ученику необходимо войти в этот мир. Одна из главных проблем современного обуче ...
Формы и методы развития коммуникативных универсальных учебных действий
младших школьников в учебной деятельности
Чем старше становится ребенок, тем все большее место в его жизни и большую роль в его развитии начинает играть специальная деятельность - учебная. Учебная деятельность – это вид практической педагогической деятельности, целью которой является человек, владеющий необходимой частью культуры и опыта с ...
Обучение было и всегда будет, пока живет человечество. Можно сказать, что подготовка молодого поколения к участию в жизни общества путем передачи социального опыта есть неотъемлемая общественная функция во все времена и у всех народов.