Педагогика и образование » Разработка способов реализации проектно-исследовательской деятельности в экологическом образовании детей дошкольного возраста » Реализация проектно-исследовательской деятельности в программах экологического образования дошкольников

Реализация проектно-исследовательской деятельности в программах экологического образования дошкольников

Страница 1

Конечная цель экологического образования - формирование экологического мировоззрения, экологической культуры. Однако чтобы данная цель была достигнута, необходима соответствующая организация образовательного процесса.

В настоящее время основной акцент делается на естественнонаучную составляющую экологического образования, а культурный компонент часто упускается из виду. Такое положение вещей недопустимо, поскольку в таком случае экологическое образование теряет свой первоначальный смысл, поэтому необходимо, во-первых, объединение гуманитарных и естественнонаучных знаний, причем основной упор делаться не только на экологический материал, но и на общечеловеческие ценности в целом, а во-вторых создание условий для эмоциональной вовлеченности учащихся. Особую важность при этом приобретает формирование субъектного личного отношения к рассматриваемым вопросам.

В основе гуманистически ориентированного образовательного процесса, нацеленного на формирование у детей дошкольного возраста экологического сознания, лежит прием постепенного погружения ребенка в окружающую природную среду, что вызывает глубокое эстетическое восприятие природы, осознание ее законов, желание находится в гармонии с окружающим миром, и жить в соответствии с его законами.

Таким образом, процесс формирования всесторонне и гармонично развитой личности требует объединения различных элементов, составляющих мировую культуру - как гуманитарных, так и естественнонаучных.

Очень важно при этом осуществлять единый подход к экологическому воспитанию, как в рамках семьи, так и в рамках образовательного учреждения, поскольку нравственно-эстетические и ценностные ориентации детей формируются, в первую очередь, при наблюдении соответствующего примера в повседневной жизни. В связи с этим, и родители, и воспитатели должны сами хорошо понимать суть экологических проблем и причин их порождающих и вовлекать детей в природосозидательную деятельность.

Очевидно, что в данном аспекте существенную роль играет взаимодействие специалиста-эколога, педагогического коллектива детского дошкольного учреждения и взрослых членов семей воспитанников.

Примером удачного взаимодействия может стать участие дошкольников, а также членов их семей в проектно-исследовательской деятельности, обеспечивающей интеграцию творческой и познавательной активности детей.

В настоящее время вопросы экологического образования представлены как в рамках комплексных программ экологического образования, так и целевыми программами экологического образования.

Программы дошкольного экологического образования в настоящее время весьма многочисленны, поэтому по своему характеру их объединяют в несколько групп.

Программы первой группы акцентируют внимание на вопросах классической экологии (ознакомление детей с взаимосвязями живых объектов и окружающей среды, экосистемами и т.п.). К таким программам можно отнести программы С.Н. Николаевой "Юный эколог", Н.Н. Кондратьевой "Мы" (Санкт-Петербург), А.В. Королевой "Экологическая дорожка" (Калининград), Ж.Л. Васякиной-Новиковой "Паутинка" (Москва).

Для программ второй группы характерно акцентирование внимания на эстетическом и нравственном воспитании детей, при этом вопросы непосредственно экологии отходят на второй план. Природные объекты в рамках данного типа программ рассматриваются с позиций "стихий" (земля, воздух, вода, огонь). К данной группе можно отнести программы В.И. Ашикова, С.Г. Ашиковой "Семицветик", И.Г. Белавиной, Н.Г. Найденской "Планета - наш дом", Т.И. Поповой "Мир вокруг нас".

Программы третьей группы выделяется по степени преобладания в их содержании вопросов социальной направленности (социальной экологии, экономики, валеологии и т.п.). К программам данной группы относятся программы Н.Н. Вересова "Мы - земляне" (г. Мурманск), Т.В. Потаповой "Детский сад XXI века", Л.М. Клариной "Экономика и экология" (Москва).

Страницы: 1 2 3 4

Еще по теме:

Организации форм обучения старшеклассников, характеристика
Организованное обучение и воспитание осуществляется в рамках той или иной педагогической системы, имеет определенное организационное оформление. В дидактике известны три основные системы организационного оформления педагогического процесса, отличающиеся одна от другой количественным охватом обучающ ...

Классификация моделей по области использования
По области использования модели делятся на: - Учебные модели – используются при обучении. Это могут быть наглядные пособия, различные тренажеры, обучающие программы; - Опытные модели – это уменьшенные или увеличенные копии проектируемого объекта. Используют для исследования и прогнозирования его бу ...

Анализ учебников русского языка с точки зрения обучения младших школьников связной речи
Методическая работа по развитию речи реализуется посредством современных средств обучения, среди которых особое внимание принадлежит учебнику. Вариативные учебно-методические комплексы по русскому языку в своем составе содержат учебники и учебные пособия, методические рекомендации для учителя, конт ...

Педагогика как наука


Педагогика как наука

Обучение было и всегда будет, пока живет человечество. Можно сказать, что подготовка молодого поколения к участию в жизни общества путем передачи социального опыта есть неотъемлемая общественная функция во все времена и у всех народов.

Категории

Copyright © 2022 - All Rights Reserved 0.5795