Таким образом, в программах реализовывается различные формы деятельности по ознакомлению с природой, они имеют практическую направленность и имеют своей целью не только приобретение теоретических знаний, но формирование способности к самостоятельной деятельности.
Программа Н.А. Рыжовой "Наш дом - природа" также предусматривает осуществление проектно-исследовательской деятельности как метода осуществления педагогического процесса. Так в рамках данной программы реализуется проект "Мое дерево", который будет рассмотрен более подробно в следующем разделе.
Программа "Расти умным, здоровым, смелым, умелым и воспитанным"
Реализуется на основе условно выделенных четырех учебных блоков, разделенных по видам деятельности:
"Расти умным" - учебная деятельность;
здоровым" - оздоровительная деятельность;
смелым" - исследовательская деятельность;
умелым" - практическая деятельность;
воспитанным" - воспитательная работа.
Проектно-исследовательская деятельность применима в рамках взаимосвязанных третьего блока - "исследовательская деятельность" и четвертого блока - "практическая деятельность".
Проектно-исследовательскую деятельность можно осуществлять не зависимо от условий конкретного ДОУ, т.к. она дает широкое пространство для творчества. Например, в любой местности можно обнаружить подходящие для наблюдения природные объекты: различные растения, насекомых, птиц, которые могут стать объектами проектно-исследовательской деятельности.
Кроме того, проектно-исследовательская деятельность может объединять как дошкольников, так и школьников, при этом задачи должны распределяться в соответствии с возможностями каждого из них.
Проектно-исследовательская деятельность может объединять педагогов различной направленности (воспитатели, учителя экологии, физвоспитания и др.), а также родителей.
В любом случае, независимо от того, где, как и с чьим участием организуется проектно-исследовательская деятельность, целесообразно придерживаться следующих рекомендаций, предложенных Н.А. Рыжовой:
Работу следует организовать так, чтобы у каждого ребенка было желание участвовать в исследовательской деятельности, проявлять инициативу, чтобы дети осознавали, что экологический проект содержит такие задания, которые будут для него интересны и которые никто кроме него, не сможет выполнить.
Необходимо предоставлять детям свободу выбора. Несмотря на то, что в проекте существует ряд заданий, которые выполняются всеми участниками проекта, кто-нибудь из детей может внести свое предложение: осуществить наблюдение, сделать рисунки. Свобода выбора должна реализовываться и в процессе определения объекта исследования. В действиях детей должна проявляется их индивидуальность. Разнообразные работы, в основе которых лежат самостоятельные разработки, гораздо интереснее сравнивать и обсуждать.
К любым наблюдениям детей следует относиться серьезно, и при этом хвалить их как можно чаще. Дети должны почувствовать всю значимость своей деятельности. Подобное отношение взрослого является прекрасным стимулом развития познавательного интереса ребенка.
Необходимо проявлять доброжелательность и заинтересованность в отношении детских исследований. Недопустимо говорить, что ребенок что-то выполнил неправильно, а его являются ошибочными. Это может привести к исчезновению у ребенка интереса к его работе. В случае, если кто-то из детей допустил ошибку, сделал неверные выводы, не нужно акцентировать на этом внимание, а лучше незаметно, совместно с ребенком при помощи наводящих вопросов проанализировать его деятельность так, чтобы ему стало самому понятно, где и в чем он не прав. Дети не должен бояться ошибиться в процессе исследований, к тому же стоит иметь в виду, что одни и те же явления и процессы можно рассматривать с разных сторон.
Следует избегать в своей речи назидательности, морализаторства и лозунгов. Вместо этого педагогу следует незаметно и доходчиво подвести детей к пониманию правил поведения в природе. Экологически грамотное поведение может основываться исключительно на понимании, но никак не на запоминании.
Создание психологического
комфорта для первоклассников как фактор развития их познавательной мыслительной
деятельности
«Первоклассник - это человек, который еще хочет ходить в школу», - написала в местной газете журналистка, мама девочки-первоклассницы. Как следует организовать процесс обучения, чтобы превратить любопытство малыша в стойкий познавательный интерес школьника [24:50]? Ответ на этот вопрос ищут ученые- ...
Обзор философско-педагогических идей мыслителей Средневекового Востока
Мыслители Арабского Востока посвятили свои труды разработке программы гармонического развития личности. Они сами были эталоном подобной гармонии и осуждали как образованных негодяев, так и благочестивых невежд. Открывает список ученых-энциклопедистов исламского мира основатель арабской философии Аб ...
Российское образование в конце XIX – начале XXI века
С начала 70‑х гг., а в особенности при Александре III, вновь восторжествовала реакция. Школа опять стала сословной. Новый министр, И.Д. Делянов, в 1887 году издал знаменитый циркуляр, где говорилось, что гимназии и прогимназии следует освободить «от поступления в них детей кучеров, лакеев, по ...
Обучение было и всегда будет, пока живет человечество. Можно сказать, что подготовка молодого поколения к участию в жизни общества путем передачи социального опыта есть неотъемлемая общественная функция во все времена и у всех народов.