Это уже более глубокие по содержанию и форме работы, значительные по своим мыслям.
Таким образом, двухлетний опыт работы по системе Л.В. Занкова дал уверенность в том, что сочинения совершенно необходимо писать с I класса. Сочинения, наряду с другими видами работ по развитию мышления и речи, в продуманной системе должны привести к постепенному овладению богатствами русского языка, к умению пользоваться этими богатствами.
Мыслительная деятельность ребенка младшего школьного возраста зависит от его психологической готовности к мышлению. Психологическая наука дает несколько определений мышления в силу того, что сущность мышления настолько разностороння насколько разносторонни продукты мыслительной деятельности. Но мы выберем одно из определений, которое, на наша взгляд, наиболее полно отражает суть исследуемого вопроса. А именно: мышление - это особого рода теоретическая и практическая деятельность, предполагающая систему включенных в нее умственных и практических действий и операций ориентировочно-исследовательского, преобразовательного и познавательного характера.
Мышление, как и память, было предметом постоянного внимания психологов. Признание и судьба многих исторически существовавших школ и направлений в психологии напрямую зависела от того, насколько им удавалось продвинуть вперед решение проблем мышления.
Теории, согласно которым интеллектуальные способности и сам интеллект определяются как совокупность внутренних, врожденных структур, обеспечивающих восприятие и переработку информации с целью получения нового знания, составляют одну группу теорий мышления. В этих теориях утверждается, что соответствующие интеллектуальные структуры, данные человеку с рождения практически в готовом виде, постепенно разворачиваются и начинают действовать по мере созревания мозга.
Другие концепции мышления объясняют его исходя из воздействий внешней среды, из допущения внутреннего психического, интеллектуального развития человека под влиянием его обучения и воспитания. В этих теориях утверждается, что никаких врожденных схем мышления у человека не существует. Они появляются и развиваются в процессе решения задач в результате научения.
Мышление человека может развиваться, а его интеллектуальные способности - совершенствоваться. К этому выводу давно пришли многие психологи в результате наблюдений за изменениями уровня интеллектуального развития человека в течение его жизни и успешного применения на практике различных методов развития мышления.
Основные процессы мышления – это анализ, синтез, сравнение, абстракция, конкретизация и обобщение. В творческом процессе взаимодействуют бессознательное и сознательное, интуиция и разум, природный дар и приобретенный навык.
По продукту мышление можно разделить на: теоретическое, практическое, творческое и нетворческое. По характеру действий: мышление, совершаемое в уме и мышление, совершаемое с помощью практических действий. По использованию логики на: логическое и интуитивное.
По типу решаемых задач на: математическое, техническое, физическое, химическое, психологическое и множество других подобных видов мышления. По уровню развития различают: наглядно-действенное, наглядно-образное и словесно-логическое мышление.
Развитие речи - одна из важнейших и наиболее сложных задач начального обучения. Так как слово неотделимо от мышления, является формой, средством выражения мысли, то развитие речи - это, прежде всего развитие мышления.
Таким образом, мышление – одно из наиболее интересных для исследований понятие психологии, которое, как уже было доказано в ходе исследований вообще, и в данной работе в частности, имеет прирожденное свойство, способное к развитию и совершенствованию.
Великолепная десятка
Урок математики во 2 классе
по развивающей системе Л.В. Занкова
Автор опыта: Бибикова Надежда Ивановна, учитель начальных классов
У нас в школе проходила неделя математики. И я в третьих классах провела игру «Великолепная десятка». Всего выступали 10 человек, по два ученика от класса.
Заданий было 10. Среди них задания на внимание, сообразительность, умение расставить знаки арифметических действий и скобки так, чтобы получить нужный ответ, например:
1. Расставить на карточках знаки и скобки:
2. Назвать все числа от 1 до 30 с таким условием: числа, в которых есть цифра 3 или которые делятся на 3 без остатка, не называть, а вместо них говорить: «Не собьюсь». Считать надо: 1, 2, не собьюсь, 4, 5, не собьюсь и т.д.
Формирование духовно-нравственных ценностей у учащихся на уроках казахской литературы
Нравственно-этические ценности являются важнейшей составляющей культуры, вне которой невозможно развитие современного общества. Поэтому задачи, стоящие перед современной школой, становятся приоритетными. Эта общепедагогическая задача в той или иной степени в настоящее время решается средствами всех ...
История и философия компетентностного подхода в образовании
Компетентностный подход к образованию в последние годы становится все более популярным. Е.В. Бондаревская отмечает, что он перестает быть относительно локальной теорией, а постепенно превращается в общественное явление, претендующее на роль концептуальной основы, проводимой в сфере образования. Ана ...
Что такое коммуникация
Существуют три важнейшие коммуникационные функции — передача информации в пространстве, сохранение информации во времени и обработка информации в целях ее воспроизведения. Передача Основное представление, возникающее при упоминании коммуникации, — это передача информации в пространстве. Передача ин ...
Обучение было и всегда будет, пока живет человечество. Можно сказать, что подготовка молодого поколения к участию в жизни общества путем передачи социального опыта есть неотъемлемая общественная функция во все времена и у всех народов.