Педагогика и образование » Игра в практике коррекционно-развивающего и образовательного процесса » Игра – важный инструмент оптимизации двигательной активности младших школьников

Игра – важный инструмент оптимизации двигательной активности младших школьников

Страница 3

Не менее значительным может быть психолого-педагогический эффект при использования игры в целях профилактики и коррекции неблагополучий в физическом, психическом и личностном развитии младших школьников, однако этот аспект работы педагога начальной школы еще не получил должного содержательного раскрытия. Вместе с тем разработка и реализация игровых программ, и в том числе программ, ориентированных на оздоровление учащихся, формирование у них полноценных навыков учебной деятельности и гармоничное личностное развитие, в перспективе должны стать неотъемлемой составляющей коррекционно-развивающей деятельности учителей начальной школы.

В условиях меняющегося современного мира образовательный процесс постоянно усложняется и требует от учащихся значительного умственного и нервно-психического напряжения. Доказано, что успешность адаптации к школе обеспечивается, помимо других важных факторов, определенным уровнем физиологической зрелости детей, что предполагает хорошее здоровье и физическое развитие, оптимальное состояние центральной нервной системы и функций организма, определенный уровень сформированности двигательных навыков и развития физических качеств. Это позволяет школьникам выдерживать достаточно выраженные психофизические нагрузки, связанные с новым режимом и новыми условиями жизнедеятельности.

Однако невысокий уровень здоровья и общего физического развития многих детей, поступающих в первый класс, а также дальнейшее его снижение в процессе обучения создают сегодня серьезные проблемы для образовательной практики.

В основе причин такого рода неблагополучий во многих случаях лежат факторы биологического порядка (например, низкие показатели здоровья и хронические заболевания родителей, неблагоприятное течение беременности и родов у женщин, высокий процент рождения недоношенных и ослабленных детей, искусственное вскармливание новорожденных, нарушения питания детей в первые годы жизни и др.). Однако в связи с высокой пластичностью детского организма многие из негативных биологических факторов могут быть, по определению В.П.Кащенко, «разотягощены» при правильно организованном раннем семейном и дошкольном воспитании.

Вместе с тем на здоровье детей оказывают серьезное отрицательное влияние механизмы социального, культурного и сугубо педагогического характера, что весьма часто делает для них любое образовательное учреждение «полем особого риска» (В. Ф. Базарный, М. М. Безруких, Г.Ф.Кумарина и др.). По данным выборочного исследования ряда психофизиологических и педагогических особенностей, характеризующих уровень физического развития учащихся I—IV классов общеобразовательной школы, высокими показателями физического развития обладают лишь около 9 % младших школьников, средними — около 57 % и низкими — около 34 %. При распределении учащихся по группам здоровья 21 % учеников был отнесен к 1-й группе (здоровые дети), 57 % и 22 % — соответственно ко 2-й (наличие начальных, или функциональных отклонений в состоянии здоровья) и 3-й (наличие хронических заболеваний) группам (В. И. Лях, Ю. А. Копылов, М. В. Малыхина, Т.А.Протченко, Н. В. Полянская). У многих первоклассников наблюдается ограниченный двигательный опыт, широкий спектр функциональных отклонений в развитии опорно-двигательного аппарата, дыхательной, сердечнососудистой, эндокринной и нервной систем, желудочно-кишечного тракта и др.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8

Еще по теме:

Формирование политики “новых лейбористов” по отношению к высшей школе
Реформы высшей школы, проводившиеся правительством Тони Блэра, невозможно исследовать в отрыве от анализа ценностных ориентаций и установок лейбористов в это время. Само то, что они стали называть себя “новыми”, отразило происшедшую трансформацию партийного устройства и идеологии. Поэтому развитие ...

Основные цели и задачи гражданского воспитания в школе
Гражданское воспитание школьников направлено на формирование и развитие личности, обладающей качествами гражданина – патриота Родины и способной успешно выполнять гражданские обязанности. Основные цели гражданского воспитания в школе: - Повышение чувства ответственности за свои поступки, действия. ...

Проблемы гражданского воспитания в современной школе
Одной из важнейших проблем современной демократической России стала проблема гражданского воспитания детей и подростков. Вообще, сам термин «гражданское воспитание» нуждается в конкретизации. Очевидно, что под «гражданским воспитанием» подразумевается процесс воспитания Гражданина. Вот только - как ...

Педагогика как наука


Педагогика как наука

Обучение было и всегда будет, пока живет человечество. Можно сказать, что подготовка молодого поколения к участию в жизни общества путем передачи социального опыта есть неотъемлемая общественная функция во все времена и у всех народов.

Категории

Copyright © 2024 - All Rights Reserved 0.2177