Педагогика и образование » Виды игр и технологии их применения при изучении информатики в пятых и в шестых классах » Игры как обучающий процесс

Игры как обучающий процесс

Страница 3

Для использования игровых методик в школьном образовании недостаточно знать разделение педагогических технологий по преобладающему методу, отличие игровых технологий от педагогических технологий.

Учителю важно уметь определять место и роль игровой технологии в учебном процессе, сочетать элементы игры и учения. Важно различать функции, классификации игровых технологий и игровой среды, поскольку игровая среда определяет специфику игровой технологии.

Технология игр, в частности развивающих, интересна тем, что программа игровой деятельности состоит из набора развивающих игр, которые при всем своем разнообразии исходят из общей идеи и обладают характерными особенностями. Примером являются задачи в различной форме: в виде модели, чертежа, письменной или устной инструкции. Таким образом, школьник узнает разные виды информации, способы передачи и представления информации.

Для учащихся пятых и шестых классов характерны яркость и непосредственность восприятия, легкость вхождения в образы. Школьники легко вовлекаются в любую деятельность, особенно в игровую деятельность. В основе любой деятельности лежат результаты, планирование которых входит в задачи учителя.

Результативность игр зависит, во–первых, от систематического использования, во–вторых, от целенаправленности программы игр в сочетании с обычными дидактическими упражнениями.

Игровая технология строится как целостное образование, охватывающее определенную часть учебного процесса и объединенная общим содержанием, сюжетом, персонажем. При этом игровой сюжет развивается параллельно основному содержанию обучения, помогает активизировать учебный процесс, усваивать ряд учебных элементов. Составление игровых технологий из отдельных игр и элементов – перспективная задача для каждого учителя школы.

Далее необходимо рассмотреть классификации игр по различным признакам.

Первая классификация основывается на способах, применяемых для развития интеллекта и познавательной активности ребенка в играх.

группа – предметные игры, то есть манипуляции с игрушками и предметами. Через игрушки дети познают форму, цвет, объем, материал, мир животных, людей и т.п;

группа – игры творческие, то есть сюжетно–ролевые, в которых сюжет – форма интеллектуальной деятельности. К этой группе относятся интеллектуальные игры: «Счастливый случай», «Кто хочет стать миллионером» и т.д. Также к этой группе относятся игры путешествия. Они носят характер географических, исторических экспедиций, совершаемых учащимися по книгам, электронным пособиям, виртуальным музеям. Отличительная черта этих игр – активность воображения, создающая своеобразие этой формы деятельности;

группа игр – это игры с готовыми правилами, обычно и называемые дидактическими. Такие игры требуют от ученика умения расшифровывать, распутывать, разгадывать, но самое главное – знать предмет. Лучшие дидактические игры составлены по принципу самообучения. Обучение, как правило, состоит из двух этапов: сбор нужной информации и принятие правильного решения. Эти этапы обеспечивают дидактический опыт учащихся. Но приобретение опыта требует большого времени. К дидактическим играм относят развивающие игры психологического характера: кроссворды, викторины, головоломки, ребусы, шарады, криптограммы и т.д. Дидактические игры вызывают у школьника живой интерес к предмету, позволяют развивать индивидуальные способности каждого ученика, воспитывают познавательную активность. Ценность дидактической игры определяется по эффективности в разрешении той или иной задачи применительно к каждому ученику;

группа игр – игры, отражающие профессиональную деятельность (строительные, трудовые, технические, конструкторские). В этих играх учащиеся осваивают процесс созидания, они учатся планировать свою работу, оценивать результаты своей и чужой деятельности, проявлять смекалку в решении творческих задач;

группа игр – интеллектуальные игры (игры–упражнения, игры–тренинги, воздействующие на психическую сферу). Они основаны на соревновании, путем сравнения показывают школьникам уровень их подготовленности, тренированности, подсказывают пути самосовершенствования.

Учитель, используя в своей работе, все пять групп игровых методик, имеет огромный арсенал способов организации учебно–познавательной деятельности учащихся.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8

Еще по теме:

Просветительские идеи Я. Коласа, А. Богдановича
(Якуб Колас) – яркий представитель белорусской педагогической мысли периода конец XIX - начало XX вв. Анализ биографических данных и Я. Коласа свидетельствуют о том. что он преподавали в начальных школах вышеотмеченного периода. После окончания Несвижской учительской семинарии (1902 г.) Я. Колас пр ...

Применение методов производственного обучения на занятиях по вождению автомобиля
При подготовки водителей находят применение все перечисленные методы производственного обучения. В том числе: устное изложение материала (рассказ, объяснение), беседа, показ (демонстрация, наблюдение). Упражнения (с обучающими машинами, лабораторно-практические и практические) Каждое занятие по вож ...

Диагностика ловкости у детей старшего дошкольного возраста
Работа по изучению ловкости проводилась на базе ДОУ № 163 г. Новосибирска. Всего было обследовано 10 детей подготовительной группы «Теремок», 10 детей подготовительной группы «Оленята». В качестве экспериментальной группы мы определили группу «Теремок», в качестве контрольной «Оленята». Целью конст ...

Педагогика как наука


Педагогика как наука

Обучение было и всегда будет, пока живет человечество. Можно сказать, что подготовка молодого поколения к участию в жизни общества путем передачи социального опыта есть неотъемлемая общественная функция во все времена и у всех народов.

Категории

Copyright © 2024 - All Rights Reserved 0.1553