– психологическое планирование – планирование и организация мероприятий на создание и поддержание общего благоприятного климата в коллективе и позитивного настроя каждого сотрудника (тренинги, возможность бесед с психологами, корпоративные мероприятия).
Г). Экономические методы (способы воздействия на основе использования экономических законов):
– оплата труда – оклад, тарифная ставка, вознаграждения, материальная помощь;
– рабочая сила – потребность в сотрудниках, предложение на рынке труда, стоимость рабочей силы;
– плановое ведение хозяйства – план экономического развития, распределение ресурсов, капиталовложения, результаты.
После отбора ключевые моменты темы были нами преобразованы в опорный конспект, особенности которого заключаются в следующем:
Сжатие полной информации до малых размеров.
Наличие краткой аннотации каждого выделенного блока.
Использование ассоциаций, напоминающих о примерах, опытах, которые можно привлечь для конкретизации абстрактного материала. Эти ассоциации играют роль сигналов, вызывающих в памяти стоящие за ними основные явления, понятия или процессы.
Информация, изложенная в первично-вторичном конспекте, была сжата до определения понятия «методы управления», перечисления основных принципов и методов управления. При чем при описании методов управления информация была представлена в виде визуальных ассоциаций, подкрепленных словесными примерами.
Например, объяснимая ассоциация на экономические методы управления – это изображение копилки и руки, опускающей в нее деньги. Здесь же даны примеры способов экономического воздействия (заработная плата, налоги, вложения), которые характеризуют данный метод. Так весь ассоциативный ряд выстраивается в логическую цепочку: метод – его назначение – основные особенности – характеристики.
Таким же образом представлены и другие методы управления.
Кроме того, между компонентами схемы обозначены связи: каждый метод согласуется с основными принципами управления, а эффективное и своевременное их применение позволяет достичь целей управления.
Таким, образом, применяя принципы составления опорного конспекта, нами был разработан конспект по теме «Методы управления», который графически представлен в Приложении.
Разработка опорного конспекта должна подчиняться определенным принципам, вытекающим из закономерностей целостного педагогического процесса и условий деятельности педагога: наличие небольшого количества укрупненных единиц информации; выбор оптимального варианта изучения темы занятия; конспективное изображение изучаемого материала, его кодирование; логическая взаимосвязь, последовательность событий; указание главных понятий, их признаков, причинно-следственные связей, наиболее значимых личностей и фактов; принцип минимизации.
Соблюдение названных принципов в сочетании с выделением особенностей преподаваемой дисциплины, а также, использование алгоритма составления опорных конспектов, позволяет педагог при подготовке занятия, выстроить свою деятельность таким образом, чтобы представить учебный материал обучающимся с максимальной образовательной пользой для них.
Сжатие учебной информации, ее кодирование, с применением ассоциативного ряда обеспечивает целостность восприятия обучающимися преподаваемого материла, дает им возможность проследить связи как между частями этого материла, так и теории с практикой (через примеры).
Методическая разработка занятия по теме «Методы управления», а также графическое изображение конспекта может служить иллюстрацией применения опорного конспекта в практике преподавания дисциплины «Менеджмент».
На сегодняшний день среди различных приемов повышения качества учебно-методической деятельности педагога выделяется разработка и использование опорного конспекта, который представляет собой наглядное изображение изучаемого материала, в котором отражены подлежащие усвоению единицы информации, представлены различные связи между ними, а так же введены знаки, напоминающие о примерах.
Цель нашей работы заключалась в изучении особенностей разработки и использования системы опорных конспектов в процессе преподавания дисциплин профессионального цикла.
В соответствии с названной цели был поставлен и решен ряд задач.
Во-первых, анализ педагогической литературы позволил определить сущность и назначение опорного конспекта в процессе преподавания дисциплин профессионального цикла.
Сущность опорного конспекта заключается в построении по специальным принципам такой визуальной модели содержания учебного материала, в которой сжато изображены основные смыслы изучаемой темы, а также используются графические приемы повышения эффекта запоминания и усвоения.
Составление и последующее использование опорного конспекта педагогом делает возможным эффективную систематизацию учебного материала, выделение существенных связей и обеспечение представлений обучающимся целостной картины изучаемого предмета, в соответствии с его спецификой.
Классификация процесса моделирования
Наиболее часто в методической литературе встречается следующая классификация видов моделирования на уроках окружающего мира: Моделирование, раскрывающее существенные признаки изучаемого объекта природы. Сюда можно отнести построение обобщенных моделей различных групп растений, животных. К этому тип ...
Особенности развития лексико-грамматического строя речи
В ходе общего развития ребенок постепенно овладевает языковыми средствами общения: происходит накопление его словарного запаса (лексического строя), формирование системы различных форм слов и словосочетаний (грамматического строя). Лексико-грамматический строй речи – характеризующийся единством лек ...
Методика восстановления речи при семантической афазии по М. К. Бурлаковой
М. К. Бурлакова отмечает, что для семантической афазии характерно как нарушение произвольного нахождения названий предметов, бедность словаря и синтаксических средств выражения мысли, так и трудности в понимании сложных логико-грамматических конструкций. Эти больные достаточно активны в процессе пр ...
Обучение было и всегда будет, пока живет человечество. Можно сказать, что подготовка молодого поколения к участию в жизни общества путем передачи социального опыта есть неотъемлемая общественная функция во все времена и у всех народов.