Из анализа таблицы №1 видно, что целью курса является воспитание творческой, социально активной личности, проявляющей интерес к техническому творчеству и желание трудиться.
Основными задачами курса являются:
– формирование представлений о необходимости труда в жизни людей и потребности трудиться;
расширение и обогащение практического опыта детей, знаний о производственной деятельности людей, о технологии;
формирование способов познания окружающего через изучение конструкций предметов, основных свойств материалов, принципов действия ручных инструментов.
Содержание курса «Трудовое обучение» представлено разделами: «Технический труд», «Бытовой труд», «Сельскохозяйственный труд», «Основы художественной обработки различных материалов» и направлено на овладение детьми младшего школьного возраста необходимыми в жизни элементарными приемами ручной работы с различными материалами, выращивания сельскохозяйственных растений, ремонта учебно-наглядных пособий, изготовления игрушек, различных полезных предметов для школы, детского сада, дома и т.п.
В разделах выделены виды труда. По каждому виду труда программа содержит технико-технологические сведения и примерный перечень практических работ, опытов, наблюдений и объектов труда. Учитель вправе с учетом региональных особенностей, национальных традиций, этнографической специфики, возможностей школы вносить коррективы в порядок изучения учебного материала, в перечень изделий и практических работ.
Особое место в содержании курса занимает технический труд. Детей, в частности, обучают технологическим операциям – видам разметки, способам заготовки деталей, сборки, отделки и т.д.
Изготовление изделий необходимо строить на различном уровне трудности: по образцу, рисунку, простейшему чертежу, по собственному замыслу ребенка с учетом индивидуальных особенностей и возможностей школьника.
Большое значение для развития творчества имеют задания по условию, по замыслу, по словесному описанию.
При изготовления любого изделия, ребенок пользуется неизменным алгоритмом: предварительное планирование предстоящих трудовых действий – организация рабочего места – выполнение трудовых действий изготовления изделия – подведение итогов.
Одним из основных требований программы является приобретение навыков культуры труда учащимися. Культура труда проявляется в том, как ученик готовит рабочее место, соблюдает порядок на рабочем месте в течение всего урока, правильно пользуется инструментами с учетом правил безопасности работы с ними, рационально расходует материал и время при изготовлении изделия обеспечивает высокое качество выполняемой работы: правильно и точно размечает детали изделия, точно вырезает детали, аккуратно использует клей при соединении их, эстетично оформляет изделие и т.п.
Значительное место на уроках трудового обучения (внеклассных занятиях) занимает техническое моделирование и конструирование, где учащиеся получают сведения о моделях, машинах, механизмах, знакомятся с технической терминологией, производством, рабочими профессиями и т.д.
Занятия по техническому моделированию предоставляют широкие возможности для дифференциации учебно-воспитательной деятельности учащихся. Это проявляется в выборе объектов конструирования, адаптации учебных заданий к индивидуальным возможностям детей.
На уроках обслуживающего труда предусматривается первоначальное ознакомление с приемами обработки ткани, элементами самообслуживания (мелкий ремонт и уход за одеждой), а также овладение элементарными знаниями и умениями по шитью и вышиванию. Содержание раздела «Бытовой труд» направлено и на организацию труда детей по самообслуживанию.
Раздел программы «Основы художественной обработки различных материалов» включает освоение учащимися простейших способов и приемов работы с различными материалами (глина, древесина, металл, кожа, мех, природные материалы и др.) имеет направленность на приобщение детей к различным видам народных промыслов, развитие творческих способностей младших школьников.
На занятиях по сельскохозяйственному труду, начиная с 1 класса, учащиеся знакомятся с выращиванием овощных, ягодных и цветочно-декоративных растений, правилами постановки опытов. Это создает благо-приятные условия для первоначального знакомства детей с сельскохозяйственными профессиями, для воспитания уважения к людям труда. Содержание занятий по сельскохозяйственному труду, обогащает знания учащихся по природоведению, формирует навыки экологически правильного поведения детей.
Профессиональная ориентация в начальной школе осуществляется в процессе трудового обучения и направлена на воспитание любви и добросовестного отношения к труду, понимание его роли в жизни человека, развитие интересов к профессиям родителей. Организация выставок работ учащихся, конкурсов на лучшие изделия, участие в школьных ярмарках и т.д. раскрывает для детей значимость их труда, формирует положительные мотивы к труду.
Применение методов производственного обучения на занятиях
по вождению автомобиля
При подготовки водителей находят применение все перечисленные методы производственного обучения. В том числе: устное изложение материала (рассказ, объяснение), беседа, показ (демонстрация, наблюдение). Упражнения (с обучающими машинами, лабораторно-практические и практические) Каждое занятие по вож ...
Диагностика орфографической зоркости
Многих учителей начальных классов волнует проблема грамотного письма учащихся. Анализ диктантов, проводимых по разным темам, заставил задуматься над развитием орфографической зоркости детей. Итак, для выявления и развития сформированности орфографической зоркости нами был проведен анализ работ по ...
Суть проблемы наркотизации общества
Чтобы правильно понимать суть любой проблемы, необходимо чётко разбираться в терминах и понятиях, характеризующих данную проблему. При рассмотрении проблемы наркотизации общества используются термины: Геноцид - действия, совершаемые с намерением уничтожить, полностью или частично, какую-либо национ ...
Обучение было и всегда будет, пока живет человечество. Можно сказать, что подготовка молодого поколения к участию в жизни общества путем передачи социального опыта есть неотъемлемая общественная функция во все времена и у всех народов.