Педагогика и образование » Социально-педагогические проблемы организации проектно-творческой деятельности младших школьников на уроках трудового обучения » Анализ учебных программ образовательной области «Технология»

Анализ учебных программ образовательной области «Технология»

Страница 4

В последнее время все шире в практику обучения внедряется новая образовательная область «Технология», воплотившая в себя идеи практического обучения детей, выдвинутые еще Я.А. Коменским, Г. Песталоцци, К.Д. Ушинским и преломленные современностью. Этот предмет синтезирует в себе развиваемые ранее направления трудового обучения учащихся в одну интегрированную модель.

Она дает учащимся достаточно полные представления о технико-логической стороне окружающего мира, способствует более осознанному усвоению технологической культуры.

Образовательная область «Технология» представляет собой результат глубокого переструктурирования содержания образования.

Интегрированное содержание, уровневый способ обучения, использование системы проектов – все это позволяет включить обучаемых в процесс «от идеи до реализации» и способствует более полному освоению технологической картины мира.

Технология как учебный предмет уже несколько лет изучается в некоторых школах в среднем и старшем звене и уже начинает внедряться в практику обучения младших школьников.

Естественно, существует и программно-методические материалы по предмету «Технология». В частности, экспериментальная программа «Технология» I–V, V–XI классы под редакцией Ю.Л. Котунцева, В.Д. Симоненко «призвана ознакомить учащихся с достаточно широким кругом современных технико-технологических знаний и умений, способствовать политехническому, экономическому и экологическому образованию, причем упор в ней сделан на развитие творческого потенциала и самостоятельности, становления личности».

По мнению авторов, в отличие от традиционных уроков трудового обучения, которые ориентированы в основном на подготовку к исполнительному труду, технология развивает способность ставить перед собой созидательные цели, выбирать пути их достижения, видеть качество полученного результата, критически оценивать и анализировать результаты труда.

Технология не только создает условия для развития у школьников умения трудиться, но и отвечает на многочисленные вопросы: а зачем нам математика? геометрия? химия? и т.д.

Профессионально проводимые уроки технологии способствуют возрастанию интереса учащихся к другим учебным предметам. И это понятно, ведь зная, «зачем?» ребенок сам ищет нужную информацию и легко в таком случае ее усваивает.

В этом случае повышается мотивация трудовой, учебной деятельности. На основе анализа технологических процессов современного производства и содержания трудовой деятельности младших школьников авторы данной концепции пришли к выводу, что структурирование учебного содержания трудового обучения должно основываться на типах технологических процессов, характеризуемых идентичностью применяемых материалов и единством способов их обработки.

В содержании выделяются такие разделы, как «Труд человека в быту», «Труд человека в природе», «Изготовление игрушек и моделей технических устройств».

Раздел «Труд человека в природе» ограничивается выращиванием растений и уходом за животными.

Раздел «Труд человека в быту» включает в себя все виды работ по самообслуживанию, общественной работе и изготовлению различных изделий для бытовых нужд, подарков, художественных изделий.

Раздел «Изготовление игрушек и моделей технических устройств» призван обеспечить ознакомление учащихся с техникой, принципами ее работы.

В основу обучения положен проектный подход, стимулирующий познавательную активность и способствующий более полному и прочному усвоению общетрудовых знаний и умений, воспитанию трудолюбия, обязательности, ответственности, формированию навыков поведения и разумного отношения к природе.

Страницы: 1 2 3 4 

Еще по теме:

Внеклассное чтение как средство формирования нравственных представлений и поступков у младших школьников
Художественная литература, изобразительное искусство, музыка, кино, диафильмы и другие средства можно объединить в группу художественных средств. Эта группа средств очень важна в решении задач нравственного воспитания, так как способствует эмоциональной окраске познаваемых моральных явлений. Многоч ...

Методы и методики психолого-педагогического обследования ребёнка с нарушением речи
В начале 20 века в России началась разработка методов диагностики, направленных на выявление речевых нарушений у детей (для детей – группой врачей-энтузиастов – были открыты вспомогательные классы и школы). Нарушение речи – это отклонение в речи говорящего от языковой нормы, принятой в данной языко ...

Эффективность логистической системы
Ученые в области логистики считают, что на данный момент не существует универсальной модели оценки эффективности логистической системы, способной учитывать все переменные, все нюансы и все возможные ситуации. Тем не менее один параметр, который может связать всю логистическую систему с учетом всех ...

Педагогика как наука


Педагогика как наука

Обучение было и всегда будет, пока живет человечество. Можно сказать, что подготовка молодого поколения к участию в жизни общества путем передачи социального опыта есть неотъемлемая общественная функция во все времена и у всех народов.

Категории

Copyright © 2022 - All Rights Reserved 0.6151