Педагогика и образование » Социально-педагогические проблемы организации проектно-творческой деятельности младших школьников на уроках трудового обучения » Анализ учебных программ образовательной области «Технология»

Анализ учебных программ образовательной области «Технология»

Страница 4

В последнее время все шире в практику обучения внедряется новая образовательная область «Технология», воплотившая в себя идеи практического обучения детей, выдвинутые еще Я.А. Коменским, Г. Песталоцци, К.Д. Ушинским и преломленные современностью. Этот предмет синтезирует в себе развиваемые ранее направления трудового обучения учащихся в одну интегрированную модель.

Она дает учащимся достаточно полные представления о технико-логической стороне окружающего мира, способствует более осознанному усвоению технологической культуры.

Образовательная область «Технология» представляет собой результат глубокого переструктурирования содержания образования.

Интегрированное содержание, уровневый способ обучения, использование системы проектов – все это позволяет включить обучаемых в процесс «от идеи до реализации» и способствует более полному освоению технологической картины мира.

Технология как учебный предмет уже несколько лет изучается в некоторых школах в среднем и старшем звене и уже начинает внедряться в практику обучения младших школьников.

Естественно, существует и программно-методические материалы по предмету «Технология». В частности, экспериментальная программа «Технология» I–V, V–XI классы под редакцией Ю.Л. Котунцева, В.Д. Симоненко «призвана ознакомить учащихся с достаточно широким кругом современных технико-технологических знаний и умений, способствовать политехническому, экономическому и экологическому образованию, причем упор в ней сделан на развитие творческого потенциала и самостоятельности, становления личности».

По мнению авторов, в отличие от традиционных уроков трудового обучения, которые ориентированы в основном на подготовку к исполнительному труду, технология развивает способность ставить перед собой созидательные цели, выбирать пути их достижения, видеть качество полученного результата, критически оценивать и анализировать результаты труда.

Технология не только создает условия для развития у школьников умения трудиться, но и отвечает на многочисленные вопросы: а зачем нам математика? геометрия? химия? и т.д.

Профессионально проводимые уроки технологии способствуют возрастанию интереса учащихся к другим учебным предметам. И это понятно, ведь зная, «зачем?» ребенок сам ищет нужную информацию и легко в таком случае ее усваивает.

В этом случае повышается мотивация трудовой, учебной деятельности. На основе анализа технологических процессов современного производства и содержания трудовой деятельности младших школьников авторы данной концепции пришли к выводу, что структурирование учебного содержания трудового обучения должно основываться на типах технологических процессов, характеризуемых идентичностью применяемых материалов и единством способов их обработки.

В содержании выделяются такие разделы, как «Труд человека в быту», «Труд человека в природе», «Изготовление игрушек и моделей технических устройств».

Раздел «Труд человека в природе» ограничивается выращиванием растений и уходом за животными.

Раздел «Труд человека в быту» включает в себя все виды работ по самообслуживанию, общественной работе и изготовлению различных изделий для бытовых нужд, подарков, художественных изделий.

Раздел «Изготовление игрушек и моделей технических устройств» призван обеспечить ознакомление учащихся с техникой, принципами ее работы.

В основу обучения положен проектный подход, стимулирующий познавательную активность и способствующий более полному и прочному усвоению общетрудовых знаний и умений, воспитанию трудолюбия, обязательности, ответственности, формированию навыков поведения и разумного отношения к природе.

Страницы: 1 2 3 4 

Еще по теме:

Методика проведения процесса эстетического воспитания учащихся на занятиях технологии кулинарии и результаты экспериментальной работы
Эксперимент проводился на базе Бараниковской средней образовательной школы № 43. В экспериментальной работе участвовали: доктор педагогических наук, профессор Заречная Лариса Петровна, доктор педагогических наук, профессор Щеколдин Аркадий Гаврилович, старший преподаватель-методист Лукьяненко Алекс ...

План – конспект урока по теме "Хлебобулочные изделия"
Тема: "Хлебобулочные изделия". Тип урока: комбинированный. Средства обучения: таблица "содержание витаминов в продуктах" кроссворд, DVD, диск "Изделия из теста", технологические карты (не заполненные по количеству детей), инструкционные карты №1, № 2, №3,№4. Методы обу ...

Соотношение содержания стандартов и примерных программ
Примерные программы по истории для основной школы, старшей базовой и старшей профильной школы составлены на основе федерального компонента государственного стандарта общего образования. Примерные программы конкретизируют содержание предметных тем образовательного стандарта, дают примерное распредел ...

Педагогика как наука


Педагогика как наука

Обучение было и всегда будет, пока живет человечество. Можно сказать, что подготовка молодого поколения к участию в жизни общества путем передачи социального опыта есть неотъемлемая общественная функция во все времена и у всех народов.

Категории

Copyright © 2024 - All Rights Reserved 0.2407