Педагогика и образование » Социально-педагогические проблемы организации проектно-творческой деятельности младших школьников на уроках трудового обучения » Анализ учебных программ образовательной области «Технология»

Анализ учебных программ образовательной области «Технология»

Страница 3

Относительно новым представителем курса «Трудовое обучение» является программа Т.М. Геронимус «Школа мастеров». По мнению автора, цель трудового обучения будет достигнута, если ребенок на уроке труда займёт позицию: «Я хочу это сделать. Сам. Я уже делал что-то похожее, не надо мне помогать, я попробую догадаться».

Задачей учителя является не столько помощь ребенку в создании или изготовления, сколько создание условий, при которых его потенциал будет использован полностью.

Структура программы «Школа мастеров» устроена иначе, чем предыдущая. Содержание ее в каждом классе разделено не по видам обрабатываемых материалов, а по компонентам деятельности.

Первый раздел «Учимся размышлять» определяет содержание и характер совместной работы учителя и учащегося по осознанию предстоящей практической деятельности.

Второй раздел программы «Готовимся к практической работе» предусматривает перечень самостоятельных и коллективных действий по подготовке рабочего места, осознанному отбору нужного количества материала и по чтению инструкционной карты, обеспечивающей возможность обойтись без помощи учителя при изготовлении изделия.

Третий и четвертый разделы «Учимся выполнять новые операции» и «У нас получаются красивые изделия» определяют круг операций, осваиваемых на уроках, и перечень рекомендуемых изделий.

Последний раздел программы «За год мы узнали новые слова» справочник-контролер для учителя усваиваемых на уроках терминов.

Особенностью содержания программы является то, что часть технико-технологических сведений должна выноситься в отдельные уроки-опыты, уроки-игры, а не являться частью уроков-практикумов по изготовлению изделий. Программа считает необходимым на уроках-практикумах отказаться от пошагового инструктирования детей в практической работе.

Быстрая интересная вступительная часть урока, включая анализ конструкции изделия и разработку технологического плана, должна являться базой для самостоятельной работы без помощи учителя.

Главным требованием программы является развивающий характер обучения. Ребенок должен попробовать преодолеть себя: в этом он учится быть взрослым мастером.

Проектирование вещей включает в качестве обязательного элемента целеполагание – сложный комплексный процесс. Целеполагание предопределяет именно сознательный поиск, решение проблемы, творческий подход к ней.

Перед ребенком ставится цель, а пути ее достижения каждый находит сам. Автор считает, что технологический подход в методике трудового обучения нельзя считать перспективным. На первый план выдвигается общее гуманитарное развитие.

По мнению Н.М. Конышевой мастер должен владеть необходимыми технологическими приемами, но их изучение не может противоречить основному смыслу работы. В процессе разработки и создания вещей мастер учитывает материал с позиций его функциональных и декоративных качеств, а не с точки зрения способов разметки и т.п.

Анализируемые программы представляют собой три разных подхода к технологической подготовке младших школьников.

Различные подходы к данному вопросу порождают необходимость появления новой концепции трудового (технологического) образования младших школьников.

Перечисленные особенности выгодно отличают данную программу от предыдущей.

Однако автор программы «Художественно-конструкторская деятельность» Н.М. Конышева считает, что традиционные для выше названных программ задачи – политехническое образование, профориентация – утратили былую актуальность.

Современная школа призвана готовить уже не столько рабочих для производства, сколько творческих, широко образованных людей. К тому же автор считает, что профориентация невозможна в младшем – школьном возрасте.

Цель данного курса – общее развитие ребенка. В зависимости от профиля и уровня образовательного учреждения данный учебный предмет может быть дифференцирован.

В школах с более низкой образовательной ориентацией он может иметь вид технологический подготовки учащихся. В этом случае основное содержание курса – формирование практических умений ручной работы с параллельным развитием руки, глазомера и пр.

В остальных школах на базе предметно-практической деятельности может быть создан особый интегрированный курс – курс дизайнерского образования.

Такое образование позволит формировать у них надежную социально-психологическую ориентацию в современной предметной среде – это и будет обеспечивать профессиональную подготовку, но не в узком, а в широком современном понимании.

Методические основы программы ориентированны на проектно-конструкторскую деятельность учащихся, так как основные акценты смещаются с изготовления поделок и репродуктивного овладения приемами работы в сторону проектирования вещей на основе сознательного и творческого использования приемов и технологий.

Страницы: 1 2 3 4

Еще по теме:

Анализ работы по развитию представлений о форме у детей раннего возраста
В познавательном развитии ребенка раннего возраста первые математические успехи занимают значительное место. Формирование у детей трехлетне ...

Особенности изучения темы "Непредельные углеводороды" на уроках химии
В задачу изучения раздела "Непредельные углеводороды" входит закрепление на новом материале основных положений теории строения и ...

Особенности невербального общения в деятельности современного педагога дополнительного образования
Содержанием труда педагога дополнительного образования является содействие психическому развитию воспитанника, а главным «инструментом» выс ...

Педагогика как наука


Педагогика как наука

Обучение было и всегда будет, пока живет человечество. Можно сказать, что подготовка молодого поколения к участию в жизни общества путем передачи социального опыта есть неотъемлемая общественная функция во все времена и у всех народов.

Категории

Copyright © 2018 - All Rights Reserved - www.directeducation.ru