Педагогика и образование » Социально-педагогические проблемы организации проектно-творческой деятельности младших школьников на уроках трудового обучения » Анализ учебных программ образовательной области «Технология»

Анализ учебных программ образовательной области «Технология»

Страница 1

В последнее время все шире в практику обучения внедряется новая образовательная область «Технология», воплотившая в себя идеи практического обучения детей, выдвинутые еще Я.А. Коменским, Г. Песталоцци, К.Д. Ушинским и преломленные современностью. Этот предмет синтезирует в себе развиваемые ранее направления трудового обучения учащихся в одну интегрированную модель.

Она дает учащимся достаточно полные представления о технико-логической стороне окружающего мира, способствует более осознанному усвоению технологической культуры.

Образовательная область «Технология» представляет собой результат глубокого переструктурирования содержания образования.

Интегрированное содержание, уровневый способ обучения, использование системы проектов – все это позволяет включить обучаемых в процесс «от идеи до реализации» и способствует более полному освоению технологической картины мира. Технология как учебный предмет уже несколько лет изучается в некоторых школах в среднем и старшем звене и уже начинает внедряться в практику обучения младших школьников.

После введения в 1993 г. в Базисный учебный план образовательной области «Технология» была разработана экспериментальная программа этой образовательной области «Технология», рекомендованная МО РФ и неоднократно издаваемая в 1996–2002 гг. Многие школы России перешли на изучение «Технологии». Ежегодно проводятся региональные и Всероссийские олимпиады школьников по технологии в виде конкурса творческих проектов, в которых участвуют школьники более 60 регионов России. С 1994 года в России каждый год проводятся международные конференции по технологическому образованию школьников.

Главной целью образовательной области «Технология» является подготовка учащихся к самостоятельной трудовой жизни в современном информационном постиндустриальном обществе, развитие и воспитание широко образованной, культурной, творческой, инициативной и предприимчивой личности. Постиндустриальное общество характеризуется резким увеличением объемов информации, с которым столкнулось человечество в конце XX века, появлением высоких технологий и быстрой сменой технологий производства. Главным в современном производстве становится работа с новой информацией и творческое, решение постоянно возникающих производственных задач.

В системе начального обучения трудовая деятельность является одним из важнейших факторов развития ребенка: нравственного, умственного, физического, эстетического. Именно в начальных классах закладываются основы социально-активной личности, проявляющей интерес к трудовой деятельности, самостоятельности, уважения к людям труда и другие ценные качества, способствующие усвоению требований жизни и утверждению в ней.

Трудовое обучение младших школьников осуществляется на уроках «Технологии» по специально разработанным программам.

Последние годы характеризуются массовым появлением новых программ или обновлением уже существующих. В данных условиях учителю технологии затруднительно соорентироваться и сделать правильный выбор. Поэтому считаем необходимым проведение анализа некоторых программ с точки зрения технологической подготовки школьников. Наиболее известной программной является программа «Трудовое обучение» В.И. Романиной, В.Г, Машинистова, Н.М. Конышевой.

Данные для анализа программы представлены в таблице №1.

Таблица 1. Таблица основных направлений содержания начальной трудовой подготовки в городских школах

Классы

I

II

III

IV

Технический труд

часы

36

32

30

26

Бытовой труд

часы

6

8

8

8

Основы художественной обработки различных материалов

часы

16

16

16

16

Сельскохозяйственный труд

часы

6

12

14

18

И т о г о

64

68

68

68

Страницы: 1 2 3 4

Еще по теме:

Некоторые проблемы отбора языкового минимума с точки зрения развития культуры общения
Значение отбора четко ограниченного языкового минимума при обучении иностранному языку трудно переоценить. Именно на усвоение этого ядра, и ...

Абу Райхан Беруни о содержании образования
На современном этапе общественного развития особое значение приобретают вопросы формирования всесторонне развитой гармонической личности. Н ...

Закономерности и принципы воспитания
Психолого-педагогические исследования последних десятилетий показали, что первостепенное значение имеет не столько знание воспитателем возр ...

Педагогика как наука


Педагогика как наука

Обучение было и всегда будет, пока живет человечество. Можно сказать, что подготовка молодого поколения к участию в жизни общества путем передачи социального опыта есть неотъемлемая общественная функция во все времена и у всех народов.

Категории

Copyright © 2018 - All Rights Reserved - www.directeducation.ru