Педагогика и образование » Методические аспекты изучения информационных технологий в профильных классах экономической направленности » Педагогические основы обучения информационным технологиям учащихся экономического профиля

Педагогические основы обучения информационным технологиям учащихся экономического профиля

Страница 4

В современной научной и популярной литературе термин «технология» характеризует: совокупность процессов, правил, навыков, применяемых для изготовления какого-либо вида продукции в любой производственной деятельности; последовательность выполняемых работниками трудовых операций или «кто и что делает, зачем, когда, где и как часто; определенная последовательность потока работ; средство преобразования - будь то люди, информация или физические материалы - в искомые продукты и услуги; сочетание квалифицированных навыков, оборудования, инфраструктуры, инструментов и соответствующих технических заданий, необходимых для осуществления желаемых преобразований в материалах, информации или людях».

Технология, в современном понимании, характеризует способность умело обращаться с элементами материального мира, планировать общественную жизнь, на научной основе управлять производством, а для конкретной личности - способность критически и неординарно мыслить, стремление к обновлению и высокому качеству знаний. Кроме того, технологию связывают с умением сознательно и творчески, на научной основе, выбирать методы и способы преобразовательной деятельности с целью разумного и рационального освоения, создания и сотворения человеком окружающего мира с учетом технологических изменений.

В широком смысле технология понимается, как целенаправленное системное применение любых видов научного знания для достижения разнообразных практических целей.

Информационная технология представляет собой процесс, включающий совокупность процедур сбора, хранения, обработки и передачи информации, реализующих с помощью средств вычислительной техники. В качестве инструментария информационных технологий выступают различные программные средства: текстовые и табличные процессоры, системы управления базами данных, издательские системы, программные средства специализированного назначения.

Современная школьная информатика строится на трех концентратах обучения: начальный курс (2-4 классы), основной курс (5-9 классы), профильный курс (10-11 классы).

Модуль «Информационные технологии» включает основные понятия: текстовый редактор, графический редактор, калькулятор, среда программирования, мультимедийный документ.

Для обучения технике работы с ИТ можно рекомендовать следующие методические приемы и формы организации.

1. Фронтальная лабораторная работа учащихся, которую учитель направляет и комментирует.

В данном режиме учитель дает точные указания, которые тут же непосредственно выполняются учащимися.

Такая форма работы экономична в плане времени и дает учителю уверенность в том, что все ученики более или менее успешно выполнили все требуемые действия. Она требует от учителя безусловного владения материалом и строгой логики его изложения, а также большого распределения внимания, ибо учитель, во-первых, руководит работой, непрерывно рассказывая ученикам, что надо сделать и что должно получиться. Во-вторых, в то же самое время он наблюдает за работой учеников и пытается предотвратить нештатные ситуации, в-третьих, не прерывая рассказа, оказывает помощь отставшим.

К сожалению, при такой форме организации не учитывается индивидуальный темп работы учащихся и почти полностью исключается ее самостоятельность и исследовательский характер. Этот метод, скорее, следует отнести к репродуктивным, нежели к продуктивным методам.

2. Самостоятельная работа учащихся с использованием подробной инструкции.

Ученики выполняют требуемые операции самостоятельно, пользуясь дидактическим материалом, который содержит подробное описание всей последовательности действий. Фактически, это те же указания учителя, но воспринимаемые не на слух, а с листа. Во многом этот метод сохраняет достоинства работы под руководством учителя и, кроме того, позволяет учащимся работать самостоятельно и в индивидуальном темпе, а учителю дает возможность уделить время и внимание работе с каждым учеником. Исследовательский же компонент деятельности учащихся и в данном случае невелик.

3. Самостоятельная работа учащихся с использованием краткого справочника.

Учитель демонстрирует ученикам возможности технологии, которую им предстоит освоить, и предлагает сделать это самостоятельно, используя достаточно краткое справочное пособие. В этом случае деятельность учащихся носит выраженный исследовательский характер, причем можно весьма успешно организовать коллективную деятельность в группах по два-три человека. Однако такая форма требует довольно больших временных затрат и достаточно развитого интереса к исследовательской работе со стороны учащихся. Выбор метода и формы организации обучения зависит от многих факторов, среди которых немаловажную роль играет уровень общего развития и подготовленности учащихся.

Страницы: 1 2 3 4 

Еще по теме:

Возрастные особенности детской речи. Этапы развития речи ребенка
Этап охватывает 1-й год жизни детей, он имеет чрезвычайное значение в генезисе вербальной функции ребенка. Ситуативно-личностное общение. Н ...

Нравственность в воспитании и обучении за рубежом
На западе есть свой определенный взгляд на обучение и воспитание нравственности в учащихся. Так, например, за рубежом сильны стремления осу ...

Развитие речи у детей в онтогенезе
По определению В. А. Калягина, речь – это сложившаяся исторически в процессе материальной преобразующей деятельности людей форма общения, о ...

Педагогика как наука


Педагогика как наука

Обучение было и всегда будет, пока живет человечество. Можно сказать, что подготовка молодого поколения к участию в жизни общества путем передачи социального опыта есть неотъемлемая общественная функция во все времена и у всех народов.

Категории

Copyright © 2018 - All Rights Reserved - www.directeducation.ru