Педагогика и образование » Методические аспекты изучения информационных технологий в профильных классах экономической направленности » Педагогические основы обучения информационным технологиям учащихся экономического профиля

Педагогические основы обучения информационным технологиям учащихся экономического профиля

Страница 2

Концепция профильного обучения на старшей ступени общего образования предусматривает введение пяти профилей:

1) естественно-математического (профильные предметы - математика, физика, химия, география, биология);

2) социально-экономического (история, экономика, право, экономическая и социальная география, социология);

3) гуманитарного (русский язык и литература, иностранный язык, история, обществознание, искусство);

4) технологического (специализации - информационные технологии, агротехника, индустриальные технологии, технологии сферы обслуживания, медицина, педагогика);

5) универсального/общеобразовательного (для непрофильных классов и школ).

Следует отметить, что современные условия требуют того, чтобы выпускник профильной школы экономической направленности, окончив ее, мог сразу же, не обучаясь заново, сесть за персональный компьютер и работать на нем в качестве пользователя, владеющего наиболее распространенными пакетами прикладных программ, которые входят в раздел «Информационные технологии».

Анализ теории и практики обучения показывает, что профильная школа создаётся по многим причинам, среди которых:

• отчётливая дифференциация интересов и жизненных планов учащихся поскольку 70% старшеклассников изъявляют желание изучать большую часть общеобразовательных предметов на уровне основ, а углублённо - лишь те, которые необходимы для дальнейшей профессиональной специализации, в рассматриваемом случае - это экономическая деятельность;

• отсутствие достаточных условий в современной школе для подготовки к будущей профессиональной деятельности и построения успешной карьеры;

• необходимость осознанно выбора будущей профессии, повышающей экономическую эффективность образования, способствующей успешной социализации выпускников;

• специфичность требований, предъявляемых к выпускникам школ учреждениями профессионального образования, через соблюдение преемственности между школой и вузом, устранение недостатков до вузовской подготовки (репетиторство, платные подготовительные курсы) и т.д.

Профильные общеобразовательные предметы обеспечивают направленность конкретного профиля обучения, через совокупность учебных дисциплин, для социально-экономического профиля такими предметами выступают: история, право, экономика, информатика и др.

Основными целями перехода к профильному обучению выступают: обеспечение углублённого изучения отдельных общеобразовательных предметов; создание условий для дифференциации и индивидуализации обучения, выбора учащимися индивидуальных образовательных траекторий в соответствии с их способностями, склонностями и интересами; расширение возможностей социализации учащихся, в частности, более эффективной подготовки выпускников к профессиональному самоопределению; обеспечение преемственности общего и профессионального образования.

При этом в качестве характеризующих особенностей систему профильного обучения выступают:

• его функционирование на старшей ступени общего образования (2-3 последних года обучения);

• количество профилей - от двух и больше;

• сокращение количества и объёма инвариантных учебных предметов и увеличение вариативности обучения, достигаемого благодаря расширению спектра элективных учебных курсов, выбираемых учащимися.

Основным средством реализации профильного обучения выступают элективные курсы, представляющие собой, обязательные для посещения дисциплины по выбору учащихся, входящие в состав профиля обучения на старшей ступени школы.

При этом, целью изучения элективных курсов выступает ориентация на индивидуализацию обучения и социализацию учащихся, на подготовку к осознанному и ответственному выбору сферы будущей профессиональной деятельности.

В соответствии с целями и задачами профильного обучения элективные курсы выполняют различные функции: изучение ключевых проблем современности; ориентация в особенностях будущей профессиональной деятельности, «профессиональная проба»; ориентация на совершенствование навыков познавательной, организационной деятельности; дополнение и углубление базового предметного образования; компенсация недостатков обучения по профильным предметам. Каждая из указанных функций может быть ведущей, но в целом элективные курсы должны выполнять их комплексно.

Важной характеристикой профильного обучения выступает то, что набор элективных курсов определяют сами школьники, ставящих учащихся в ситуацию самостоятельного выбора индивидуальной образовательный траектории, профессионального самоопределения.

Учебно-методический комплекс элективного курса должен включать в себя следующие основные элементы: программа курса, где в рамках аннотации дается характеристика названия основного содержания для кого предназначен курс и т.д. Важно, чтобы аннотация была краткой и в то же время давала потребителю полное представление о курсе, привлекательности курса для учащихся и учителей, родителей, школьного сообщества в целом. Кроме того, обосновывается место курса в образовательном процессе, где важно показать, соотношение с общеобразовательными, так и с базовыми профильными предметами: межпредметные связи, реализуемые при изучении элективных курсов, развиваемые обще учебные и профильные умения и навыки, условия для активизации познавательного интереса учащихся, профессионального самоопределения, как введение курса в учебный план конкретной школы поможет выявить и решить проблемы школьного сообщества (развитие школьного самоуправления; организация досуга учащихся; усиление взаимодействия семьи и школы, а также школы, местной администрации, общественности; учёт регионального компонента; улучшение имиджа и повышение конкурентоспособности школы).

Страницы: 1 2 3 4

Еще по теме:

Применение методов наглядности в процессе обучения
Исследования последних лет показали: люди усваивают 20% услышанного, 30% увиденного и более 50% того, что одновременно видели и слышали. Использование наглядных средств при преподавании технологии представляется непременным условием эффективности учебно-воспитательного процесса, поскольку они включ ...

Социально-психологическая готовность ребенка к школе
Помимо личностной готовности можно выделить еще один компонент психологической готовности ребенка к школе — социально-психологическую готовность, определяя ее как формирование у детей качеств, благодаря которым они могли бы общаться с другими детьми, учителями. Ребенок приходит в школу, класс, где ...

Состояние исследования проблемы детской тревожности
Следует согласиться с тем, что упорядоченность в данном вопросе вносится выделением самостоятельных семантических единиц: тревоги, немотивированной тревожности и личностной тревожности. Приведенный ниже обзор работ осуществлен в соответствии с данной теоретической позицией. Чаще всего термин «трево ...

Педагогика как наука


Педагогика как наука

Обучение было и всегда будет, пока живет человечество. Можно сказать, что подготовка молодого поколения к участию в жизни общества путем передачи социального опыта есть неотъемлемая общественная функция во все времена и у всех народов.

Категории

Copyright © 2023 - All Rights Reserved 0.5527