Педагогика и образование » Методические аспекты изучения информационных технологий в профильных классах экономической направленности » Педагогические основы обучения информационным технологиям учащихся экономического профиля

Педагогические основы обучения информационным технологиям учащихся экономического профиля

Страница 2

Концепция профильного обучения на старшей ступени общего образования предусматривает введение пяти профилей:

1) естественно-математического (профильные предметы - математика, физика, химия, география, биология);

2) социально-экономического (история, экономика, право, экономическая и социальная география, социология);

3) гуманитарного (русский язык и литература, иностранный язык, история, обществознание, искусство);

4) технологического (специализации - информационные технологии, агротехника, индустриальные технологии, технологии сферы обслуживания, медицина, педагогика);

5) универсального/общеобразовательного (для непрофильных классов и школ).

Следует отметить, что современные условия требуют того, чтобы выпускник профильной школы экономической направленности, окончив ее, мог сразу же, не обучаясь заново, сесть за персональный компьютер и работать на нем в качестве пользователя, владеющего наиболее распространенными пакетами прикладных программ, которые входят в раздел «Информационные технологии».

Анализ теории и практики обучения показывает, что профильная школа создаётся по многим причинам, среди которых:

• отчётливая дифференциация интересов и жизненных планов учащихся поскольку 70% старшеклассников изъявляют желание изучать большую часть общеобразовательных предметов на уровне основ, а углублённо - лишь те, которые необходимы для дальнейшей профессиональной специализации, в рассматриваемом случае - это экономическая деятельность;

• отсутствие достаточных условий в современной школе для подготовки к будущей профессиональной деятельности и построения успешной карьеры;

• необходимость осознанно выбора будущей профессии, повышающей экономическую эффективность образования, способствующей успешной социализации выпускников;

• специфичность требований, предъявляемых к выпускникам школ учреждениями профессионального образования, через соблюдение преемственности между школой и вузом, устранение недостатков до вузовской подготовки (репетиторство, платные подготовительные курсы) и т.д.

Профильные общеобразовательные предметы обеспечивают направленность конкретного профиля обучения, через совокупность учебных дисциплин, для социально-экономического профиля такими предметами выступают: история, право, экономика, информатика и др.

Основными целями перехода к профильному обучению выступают: обеспечение углублённого изучения отдельных общеобразовательных предметов; создание условий для дифференциации и индивидуализации обучения, выбора учащимися индивидуальных образовательных траекторий в соответствии с их способностями, склонностями и интересами; расширение возможностей социализации учащихся, в частности, более эффективной подготовки выпускников к профессиональному самоопределению; обеспечение преемственности общего и профессионального образования.

При этом в качестве характеризующих особенностей систему профильного обучения выступают:

• его функционирование на старшей ступени общего образования (2-3 последних года обучения);

• количество профилей - от двух и больше;

• сокращение количества и объёма инвариантных учебных предметов и увеличение вариативности обучения, достигаемого благодаря расширению спектра элективных учебных курсов, выбираемых учащимися.

Основным средством реализации профильного обучения выступают элективные курсы, представляющие собой, обязательные для посещения дисциплины по выбору учащихся, входящие в состав профиля обучения на старшей ступени школы.

При этом, целью изучения элективных курсов выступает ориентация на индивидуализацию обучения и социализацию учащихся, на подготовку к осознанному и ответственному выбору сферы будущей профессиональной деятельности.

В соответствии с целями и задачами профильного обучения элективные курсы выполняют различные функции: изучение ключевых проблем современности; ориентация в особенностях будущей профессиональной деятельности, «профессиональная проба»; ориентация на совершенствование навыков познавательной, организационной деятельности; дополнение и углубление базового предметного образования; компенсация недостатков обучения по профильным предметам. Каждая из указанных функций может быть ведущей, но в целом элективные курсы должны выполнять их комплексно.

Важной характеристикой профильного обучения выступает то, что набор элективных курсов определяют сами школьники, ставящих учащихся в ситуацию самостоятельного выбора индивидуальной образовательный траектории, профессионального самоопределения.

Учебно-методический комплекс элективного курса должен включать в себя следующие основные элементы: программа курса, где в рамках аннотации дается характеристика названия основного содержания для кого предназначен курс и т.д. Важно, чтобы аннотация была краткой и в то же время давала потребителю полное представление о курсе, привлекательности курса для учащихся и учителей, родителей, школьного сообщества в целом. Кроме того, обосновывается место курса в образовательном процессе, где важно показать, соотношение с общеобразовательными, так и с базовыми профильными предметами: межпредметные связи, реализуемые при изучении элективных курсов, развиваемые обще учебные и профильные умения и навыки, условия для активизации познавательного интереса учащихся, профессионального самоопределения, как введение курса в учебный план конкретной школы поможет выявить и решить проблемы школьного сообщества (развитие школьного самоуправления; организация досуга учащихся; усиление взаимодействия семьи и школы, а также школы, местной администрации, общественности; учёт регионального компонента; улучшение имиджа и повышение конкурентоспособности школы).

Страницы: 1 2 3 4

Еще по теме:

Основные парадигмы зарубежной педагогики: традиционализм и реформаторство
В первой половине XX столетия в мировой школе и педагогике происходили существенные сдвиги. Этому способствовали многие важные факторы: возрастающий объем знаний, умений, навыков, которые должны были усвоить учащиеся, результаты исследований о природе детства. Система образования подверглась острой ...

Понятие универсальных учебных действий, их виды
В широком значении термин «универсальные учебные действия» означает умение учиться, то есть - способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта; совокупность действий учащегося, обеспечивающих его культурную идентичность, ...

Профессионально-педагогическое образование в России с 1917 г. по XXI век
После Октября 1917 г. наступает новый период в развитии профессионального образования (1917–1990 гг.), отличающийся от предшествующих этапов, прежде всего новой государственной идеологией (государственность, всеобщая трудовая подготовка, доступность, преемственность, бесплатность, светскость, комму ...

Педагогика как наука


Педагогика как наука

Обучение было и всегда будет, пока живет человечество. Можно сказать, что подготовка молодого поколения к участию в жизни общества путем передачи социального опыта есть неотъемлемая общественная функция во все времена и у всех народов.

Категории

Copyright © 2024 - All Rights Reserved 0.2244