Педагогика и образование » Организация педагогического взаимодействия в воспитании подростков » Исследование особенностей межличностного взаимодействия в подростковом возрасте как составляющей педагогического взаимодействия

Исследование особенностей межличностного взаимодействия в подростковом возрасте как составляющей педагогического взаимодействия

Страница 6

Упражнение «Обмен мнениями». Сначала с другом обменяйтесь мнениями о каком-либо общем знакомом. Если эти мнения не совпадут, то выскажите друг другу аргументы и факты, подтверждающие или опровергающие их. Затем прикиньте, какие из качеств, отмеченные в этом знакомом, присущи тому из вас, кто их подметил.

Дополнительно можно на улице, в кино, в другом месте понаблюдать за кем-либо незнакомым. Затем повторить процедуру обмена мнениями и выявления меры проецирования. Лучше, если обе процедуры вы проделаете с другой неоднократно.

Раздел 2. Учимся общаться.

Цель: научить подростков некоторым особенностям построения общения.

1. Игра «Заблудившийся рассказчик». Участники рассаживаются в круг. Первый, кому выпал жребий, назначает тему и начинает рассказ. Затем, следуя за случайными ассоциациями, он уводит рассказ в сторону от им же названной темы. Он перескакивает с одной темы на другую, стремится как можно лучше «запутать» свое повествование. Внезапно говорящий жестом передает слово другому участнику. Слово может быть передано любому, поэтому за ходом игры следуют все. Тот, на кого пал выбор, должен «распутать» рассказ, т.е. он должен коротко пройтись в обратном порядке по всем ассоциациям, переключениям своего рассказа от конца к началу. Если ему удалось «распутать» рассказ, и он вернулся к исходной теме, то он сам называет новую тему, «запутывает» рассказ, а потом передает слово кому-то другому, и т.д.

В проведении игры возможны различные вариации. Например, начавший тему перескакивает на другую и передает рассказ следующему, тот «запутывает» дальше и передает следующему и т.д. В какой-то момент один из участников вместо передачи слова партнеру предлагает ему «распутать» рассказанные всеми от конца к началу. Возможны и другие варианты.

Минипрактикум: Понаблюдайте за собой и окружающими во время бесед. Попытайтесь определить: кто не торопится высказаться, а внимательно слушает собеседников? Сколько вы сами говорите, а сколько слушаете? Дослушиваете ли до конца или торопитесь прервать собеседника? Вы обнаружите, что тех, кто слушает, значительно меньше, чем тех, кто говорит. Понаблюдайте и вдумайтесь: кто из знакомых вызывает у вас и окружающих симпатию — тот, кто больше говорит, или тот, кто больше слушает? Вы обнаружите, что «человек слушающий» вам чаше приятнее как собеседник, как друг, чем «человек говорящий». Не следует ли из этого сделать соответствующие выводы для себя самого?

Минипрактикум: Если вы хотите научиться слушать, попробуйте начать это делать, разговаривая с младшими ребятами и с родителями. Задайте им вопрос и слушайте ответ, поставьте дополнительные вопросы — наводящие и уточняющие. Младших можно спросить, например, о том, что они видели по телевизору, родителей — о каком-нибудь эпизоде из их жизни. Старайтесь заинтересоваться их рассказами, понять их отношение к тому, о чем они говорят. Участвуя в беседе сверстников, поставьте перед собой цель: не говорить, а слушать, задавая различные вопросы. Вопросы должны помочь вам правильно понять, о чем говорят товарищи, каково их отношение к рассказываемому.

Если вы разговариваете с одним из сверстников, то попытайтесь так построить беседу, чтобы он с удовольствием говорил ,о себе, о своих делах, видя вашу заинтересованность, которая проявляется и в ваших вопросах, и в вашей мимике, и в репликах.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8

Еще по теме:

Особенности учебной деятельности в высшей школе
Процесс приобретения жизненного опыта человеком, заключённом в знаниях, умениях и навыках, определяется несколькими понятиями. Это учебная ...

Понятие благоприятного микроклимата и его влияние на развитие подросткового класса
Обучение в школе занимает добрую долю жизненного времени человека, в течение которого происходит активное развитие личности. Как утверждают ...

Создание психологического комфорта для первоклассников как фактор развития их познавательной мыслительной деятельности
«Первоклассник - это человек, который еще хочет ходить в школу», - написала в местной газете журналистка, мама девочки-первоклассницы. Как ...

Педагогика как наука


Педагогика как наука

Обучение было и всегда будет, пока живет человечество. Можно сказать, что подготовка молодого поколения к участию в жизни общества путем передачи социального опыта есть неотъемлемая общественная функция во все времена и у всех народов.

Категории

Copyright © 2018 - All Rights Reserved - www.directeducation.ru