Педагогика и образование » Формирование понятий обратных тригонометрических функций у учащихся на уроках алгебры » Психолого-педагогические особенности учебной деятельности в школах с углубленным изучением математики

Психолого-педагогические особенности учебной деятельности в школах с углубленным изучением математики

Страница 1

Психолого-педагогический подход к обучению требует анализа учебной деятельности как деятельности субъекта, как особой формы социальной и познавательной активности учащегося, в которой происходит реализация его собственных стремлений.

Важно знать не только объективные результаты учебной деятельности, но и то, как она протекает: какие мотивы побуждают учащегося учиться, как формируются «личностные смыслы», как принимаются учебные задачи и подбираются соответствующие учебные действия. Понимание психологических механизмов саморегуляции учебной деятельности поможет вскрыть собственную позицию учащегося в учении: какова мера его активности, система отношений и личностных ценностей.

Психологический анализ учебной деятельности связан с пониманием ее как деятельности ведущей в связи с той функцией, которую она выполняет в развитии школьников. Ведущая деятельность объединяет в себе основные тенденции развития, формирует и перестраивает психические процессы, обуславливает психологические изменения личности. Деятельность становится ведущей постольку, поскольку в ней появляется и интенсивно формируется нечто новое, позволяющее понять и охарактеризовать происходящие в ней качественные сдвиги.

Итак, качественно новой характеристикой учебной деятельности в школах и классах с углубленным изучением математики является ее профессиональная направленность. Учебно-профессиональная деятельность как ведущая изменяет всю систему отношений учащихся к учению, к себе, к окружающим. В связи с устремленностью в будущее отношение к учению в школах и классах с углубленным изучением математики выступает в иной фазе: учение носит для учащихся личностный смысл на принципиально иной, чем в обычной школе, основе – на основе задач самоопределения и социализации личности.

Динамика развития учебной деятельности от младшего школьного возраста к старшему связана с изменением функций учителя, она от организаторской переходит к направляющей и консультационно-творческой. Поэтому учащийся должен сам становиться подлинным субъектом учебной деятельности: уметь самостоятельно выделять учебные задачи, выбирать соответствующие им учебные действия, осуществлять различные формы самоконтроля, всесторонне и объективно оценивать результаты своей работы.

Учебная деятельность в таких школах и классах требует от учащихся высокой степени активности. Это в равной степени относится как к умственной, так и к общей активной позиции в процессе познания.

Проблема активности учащегося в обучении охватывает, таким образом, два аспекта формирования учебно-воспитательного процесса – внешний и внутренний:

активность и мотивы учебной деятельности, ее обусловленность потребностями, интересами, целями самих учащихся, исходя из специфики психолого-педагогических особенностей развития;

2) активность и особенности организации учебно-воспитательного процесса, т.е. зависимость активности учащегося от форм, методов и средств обучения и воспитания в образовательной среде, которая зависит от количества и личных умений учителя.

А значит, задача учителя организовать процесс обучения таким образом, чтобы каждое усилие по овладению знаний протекало в условии развития познавательных способностей учащихся, формирования у них таких основных приемов умственной деятельности, как анализ, синтез, абстрагирование, обобщение, сравнение. Учащихся необходимо учить самостоятельно делать обобщения, творчески применять знания в новой ситуации. Именно такие новые ситуации и выдвигаются при изучении обратных тригонометрических функций.

Успех углубленного изучения математики во многом зависит от профессионального уровня учителя и степени заинтересованности и подготовленности школьников. Обучение в X–XI классах предполагает наличие у учеников более или менее устойчивого интереса к математике и намерение выбрать после окончания школы связанную с ней профессию. На этом этапе необходимо обеспечить подготовку к поступлению в вуз и продолжению образования. Поэтому предполагаемое планирование учебного материала учитель может и должен менять их в зависимости от уровня класса, своих вкусов: упрощать или дополнять материал, переставлять темы, варьировать число часов, отводимых на ту или иную тему, проводить несколько больше или меньше проверочных работ.

Учителю предоставляется право свободного выбора методических путей и организационных форм обучения, учитывающих возрастные возможности учащихся. Очень важно при этом, чтобы требования к знаниям и умениям учащихся не были чрезмерно завышенными. Чрезмерность требований порождает перегрузку, что ведет, особенно на первом этапе к угасанию интереса к математике.

Планирование проведено в соответствии с учебным планом, согласно которому в неделю и в X–XI классах 5,5–6 часов в неделю.

Страницы: 1 2

Еще по теме:

Индивидуальная коррекционно – воспитательная работа
В комплексе коррекционно-воспитательной работы, проводимой учителями-дефектологамн с умственно отсталыми дошкольниками, особое место принад ...

Практическая работа социального педагога по поддержке семьи в условиях общеобразовательной школы
Практическая работа в сельской общеобразовательной школе с.Уткалево Белорецкого района по поддержке семьи проводилась в течении 5 недель, г ...

Педагогические основы обучения информационным технологиям учащихся экономического профиля
Образование является одной из важнейших сфер человеческой деятельности, обеспечивающей формирование интеллектуального потенциала общества. ...

Педагогика как наука


Педагогика как наука

Обучение было и всегда будет, пока живет человечество. Можно сказать, что подготовка молодого поколения к участию в жизни общества путем передачи социального опыта есть неотъемлемая общественная функция во все времена и у всех народов.

Категории

Copyright © 2018 - All Rights Reserved - www.directeducation.ru