Педагогика и образование » Формирование понятий обратных тригонометрических функций у учащихся на уроках алгебры » Психолого-педагогические особенности учебной деятельности в школах с углубленным изучением математики

Психолого-педагогические особенности учебной деятельности в школах с углубленным изучением математики

Страница 1

Психолого-педагогический подход к обучению требует анализа учебной деятельности как деятельности субъекта, как особой формы социальной и познавательной активности учащегося, в которой происходит реализация его собственных стремлений.

Важно знать не только объективные результаты учебной деятельности, но и то, как она протекает: какие мотивы побуждают учащегося учиться, как формируются «личностные смыслы», как принимаются учебные задачи и подбираются соответствующие учебные действия. Понимание психологических механизмов саморегуляции учебной деятельности поможет вскрыть собственную позицию учащегося в учении: какова мера его активности, система отношений и личностных ценностей.

Психологический анализ учебной деятельности связан с пониманием ее как деятельности ведущей в связи с той функцией, которую она выполняет в развитии школьников. Ведущая деятельность объединяет в себе основные тенденции развития, формирует и перестраивает психические процессы, обуславливает психологические изменения личности. Деятельность становится ведущей постольку, поскольку в ней появляется и интенсивно формируется нечто новое, позволяющее понять и охарактеризовать происходящие в ней качественные сдвиги.

Итак, качественно новой характеристикой учебной деятельности в школах и классах с углубленным изучением математики является ее профессиональная направленность. Учебно-профессиональная деятельность как ведущая изменяет всю систему отношений учащихся к учению, к себе, к окружающим. В связи с устремленностью в будущее отношение к учению в школах и классах с углубленным изучением математики выступает в иной фазе: учение носит для учащихся личностный смысл на принципиально иной, чем в обычной школе, основе – на основе задач самоопределения и социализации личности.

Динамика развития учебной деятельности от младшего школьного возраста к старшему связана с изменением функций учителя, она от организаторской переходит к направляющей и консультационно-творческой. Поэтому учащийся должен сам становиться подлинным субъектом учебной деятельности: уметь самостоятельно выделять учебные задачи, выбирать соответствующие им учебные действия, осуществлять различные формы самоконтроля, всесторонне и объективно оценивать результаты своей работы.

Учебная деятельность в таких школах и классах требует от учащихся высокой степени активности. Это в равной степени относится как к умственной, так и к общей активной позиции в процессе познания.

Проблема активности учащегося в обучении охватывает, таким образом, два аспекта формирования учебно-воспитательного процесса – внешний и внутренний:

активность и мотивы учебной деятельности, ее обусловленность потребностями, интересами, целями самих учащихся, исходя из специфики психолого-педагогических особенностей развития;

2) активность и особенности организации учебно-воспитательного процесса, т.е. зависимость активности учащегося от форм, методов и средств обучения и воспитания в образовательной среде, которая зависит от количества и личных умений учителя.

А значит, задача учителя организовать процесс обучения таким образом, чтобы каждое усилие по овладению знаний протекало в условии развития познавательных способностей учащихся, формирования у них таких основных приемов умственной деятельности, как анализ, синтез, абстрагирование, обобщение, сравнение. Учащихся необходимо учить самостоятельно делать обобщения, творчески применять знания в новой ситуации. Именно такие новые ситуации и выдвигаются при изучении обратных тригонометрических функций.

Успех углубленного изучения математики во многом зависит от профессионального уровня учителя и степени заинтересованности и подготовленности школьников. Обучение в X–XI классах предполагает наличие у учеников более или менее устойчивого интереса к математике и намерение выбрать после окончания школы связанную с ней профессию. На этом этапе необходимо обеспечить подготовку к поступлению в вуз и продолжению образования. Поэтому предполагаемое планирование учебного материала учитель может и должен менять их в зависимости от уровня класса, своих вкусов: упрощать или дополнять материал, переставлять темы, варьировать число часов, отводимых на ту или иную тему, проводить несколько больше или меньше проверочных работ.

Учителю предоставляется право свободного выбора методических путей и организационных форм обучения, учитывающих возрастные возможности учащихся. Очень важно при этом, чтобы требования к знаниям и умениям учащихся не были чрезмерно завышенными. Чрезмерность требований порождает перегрузку, что ведет, особенно на первом этапе к угасанию интереса к математике.

Планирование проведено в соответствии с учебным планом, согласно которому в неделю и в X–XI классах 5,5–6 часов в неделю.

Страницы: 1 2

Еще по теме:

Профессиональные пробы. Разработка занятий
Основной формой проектирования выбран план – конспект. План – это документ, в котором дается перечень дел (мероприятий), порядок и место их проведения. Планы в процессе проектирования используются очень широко: Каждый из них имеет свое предназначение и свою структуру. План урока – это определение з ...

Способы получения этилена и демонстрация их на урокАх химии в средней школе
Опыты с этиленом даются здесь в иной последовательности, чем опыты с метаном. Учитель может поставить их, пользуясь заранее собранным этиленом, и лишь затем показать получение этого вещества на уроке. Если, однако, изучение этилена учитель начинает с получения его, то он без труда сможет изменить п ...

Словотворчество в словообразовании. Классификация Т.Н. Ушаковой
Очень интересно привести некоторые наблюдения психолога Т.Н. Ушаковой, которая внесла большой вклад для изучения словотворчества детей. Т.Н. Ушакова выделяет три основных принципа, по которым дети образуют новые слова (Ушакова Т.Н., 1970): часть какого-нибудь слова используется как целое слово («сл ...

Педагогика как наука


Педагогика как наука

Обучение было и всегда будет, пока живет человечество. Можно сказать, что подготовка молодого поколения к участию в жизни общества путем передачи социального опыта есть неотъемлемая общественная функция во все времена и у всех народов.

Категории

Copyright © 2025 - All Rights Reserved 0.0183