Педагогика и образование » Формирование понятий обратных тригонометрических функций у учащихся на уроках алгебры

Формирование понятий обратных тригонометрических функций у учащихся на уроках алгебры

В отличие от высших учебных заведений обучение математике в средней школе должно иметь своей главной целью не передачу некоторой суммы знаний учащемуся, а развитие способностей к получению математических знаний. Главное для школьного образования – научить учиться и развить интеллект учащегося. В первую очередь это касается профильных школ – эти школы ориентированы на высшие учебные заведения, где затем выпускник получит ту самую сумму математических знаний.

Главное место в школьных курсах математики должны занимать темы, которые наиболее эффективны для развития математических способностей учащихся. Эти разделы элементарной математики не сильно зависят от состояния математической науки в данный момент. Именно одной из таких тем и является тема «Обратные тригонометрические функции».

Изучение темы «Обратные тригонометрические функции» входит в программу как основной компонент, и на итоговом тестировании в задания групп B и C входят примеры на эту тему. Однако в том, что изучение обратных тригонометрических функций представляет для учащихся большие трудности, сомневаться не приходится. Учащиеся не справляются с решением даже элементарных заданий, не говоря уже о примерах повышенной сложности, нередко производят над ними необдуманные действия, совершая глупые ошибки, выполняют решение формально, «по стандарту». Учитель должен быть хорошим стратегом и вовремя создавать для интеллекта детей посильные трудности. В этом и заключается трудность: уметь не ликвидировать все преграды на пути ребят к вершине знания, а планомерно создавать их, что позволит детям не только осознано владеть школьной программой, но и продвинуться на пути формирования своей личности.

Кроме того, перед учителями школ стоит теперь новая задача – подготовить учеников к успешному прохождению централизованного тестирования. А это задача отнюдь не простая, учитывая соответствие уровня сложности заданий (особенно групп B и C) и количества часов, отводимых по программе на изучение темы. Значение темы «Обратные тригонометрические функции» достаточно велико – она составляет необходимую основу для решения тригонометрических уравнений и неравенств, изучаемых позднее. Кроме того, обратные тригонометрические функции помогают в упрочении навыков работы с обратными функциями, закреплении понятия взаимно однозначных отображений.

Надо отметить, что исследования в области обратных тригонометрических функций продолжались и продолжаются, они стали более актуальными в связи с применением в исследованиях электронных вычислительных средств. Отсюда вытекают и требования различных вузов, которые они предъявляют выпускникам школ по теме «Обратные тригонометрические функции». Ведь при выполнении экзаменационной работы ученик демонстрирует не только знание математики, но и способности к научно-исследовательской деятельности. Таким образом, изучение обратных тригонометрических функций является важным материалом в разделе элементарной математики.

Следовательно, создание и исследование методики изучения обратных тригонометрических функций в классах с углубленным изучением математики более чем актуальна.

В связи с этим объектом исследования является учебно-воспитательный процесс в школах и классах с углубленным изучением математики.

Предмет же исследования – методика изучения темы «Обратные тригонометрические функции», формирующая развитие у учащихся способностей к получению математических знаний на современном этапе развития профильной школы, в соответствии с главной целью обучения математике.

Целью работы является формирование понятий обратных тригонометрических функций, а также разработка методики обучения данной темы в школах и классах с углубленным изучением математики.

Для успешной реализации поставленной цели и подтверждения гипотезы необходимо решить следующие задачи:

– обобщить и систематизировать материал по теме «Обратные тригонометрические функции»;

– разработать уроки по данной теме и методические рекомендации, которые будут способствовать наиболее качественному проведению уроков по теме «Обратные тригонометрические функции»;

– создать обучающе-контролирующую программу по исследуемой теме;

– провести апробацию результатов выполненной работы.

Решение поставленных задач потребовало привлечения следующих методов исследования:

– анализ методической, математической и психолого-педагогической литературы, а также периодических изданий, школьных программ, учебников и пособий;

– рассмотрение работ по истории математики;

– изучение опыта работы учителей физико-математической школы при СГПИ.

Практическая значимость данной работы определяется тем, что в ней разработаны и проверены учебные материалы для преподавания темы «Обратные тригонометрические функции». Подобраны системы задач для указанной темы, в том числе: устных, опорных, стандартных, нестандартных и исследовательских. Разработаны методические рекомендации для учителей по организации обучения по представленному материалу. Но и ученики могут воспользоваться данной работой при самостоятельном изучении обратных тригонометрических функций, в этом им поможет разработанная обучающе-контролирующая программа. Выпускная квалификационная работа может использоваться студентами педагогических вузов при изучении таких дисциплин как «Элементарная математика и практикум по решению математических задач», «Теория и методика обучения математике», а также при подготовке к педагогической практике.

Еще по теме:

Генезис высшего образования: его цели и ценности
Среднее образование в Древней Греции было представлено двумя институтами: гимнасиями и эфебией (учреждением, завершающим систему среднего образования). Эфебия служила не столько целям образования (получению новой информации), сколько приобретению практических навыков. Юноши, проявившие способности ...

Исследование эффективности использования интеллектуальных технологий при изучении раздела «Человек» в курсе биологии средней школы
Для выявления эффективности разработанной методики на уроках биологии раздела «Человек» на завершающем этапе исследования была осуществлена проверка результатов формирующего эксперимента, их оценка и интерпретация. В педагогическом эксперименте участвовали школьники 8-х классов ОУ №32. В школе урок ...

Принцип преемственности как основополагающий аспект методики обучения изобразительной деятельности в современной системе образования
В современной системе образования детский сад является первоначальным звеном. Преемственность – основное условие существования системы образования, которая включает постановку и решение учебно-воспитательных задач в детском саду с перспективой их дальнейшего совершенствования в школе. Проблема прее ...

Педагогика как наука


Педагогика как наука

Обучение было и всегда будет, пока живет человечество. Можно сказать, что подготовка молодого поколения к участию в жизни общества путем передачи социального опыта есть неотъемлемая общественная функция во все времена и у всех народов.

Категории

Copyright © 2025 - All Rights Reserved 0.0129