Педагогика и образование » Формирование универсальных учебных действий у детей старшего дошкольного возраста как предпосылка их дальнейшего успешного систематического обучения » Описание программы исследовательской работы и описание хода констатирующего этапа

Описание программы исследовательской работы и описание хода констатирующего этапа

Страница 4

- умению вести себя в общении в соответствии с нормами этикета (доброжелательный тон, сдержанность жестов, расположение партнеров лицом друг к другу (занятие №7);

- умению четко, ясно, выразительно высказывать в речи свое коммуникативное намерение (занятие №8);

- умению внимательно выслушивать собеседника (занятие №9);

- умению понимать эмоциональное настроение другого (сопереживать) (занятия №10-11);

- умению вести себя в конфликтной ситуации. Занятия представлены в приложении № 4.

Необходимо помнить, что созданию эмоционального настроя у детей способствует стиль общения педагога с детьми и используемые педагогические приемы. Поэтому благодаря постоянному персонажу – феи из страны Вежливости – между воспитателем и детьми устанавливаются следующие стили общения:

- «взрослый» - «ребенок», используя этот стиль, педагог выступает в роли феи, которая делится с детьми своим опытом, обучая их;

- «взрослый» - «взрослый», с помощью этого стиля дети выступают в роли «взрослых» - помощников феи, ее защитников. Они превращаются в волшебников, художников, докторов.

В содержание разработанной программы включены игры и игровые упражнения, которые широко используются в психопрофилактической работе с детьми, разработанной М.И.Чистяковой и О.В.Хухлаевой. Все они направлены на:

- закрепление умений невербального общения: «Угадай-ка», «Ролевая гимнастика», «Скульптура», «Дружная семья», «Любимый сказочный герой»;

- развитие чувства близости с другими людьми: «Ласковое имя», «Связующая нить», «Снежный ком», «Паровозик», «Комплимент»;

- развитие умений, направленных на распознавание чувств: «Море волнуется».

Все перечисленные игровые упражнения использованы с целью двигательного раскрепления детей, преодоления их пассивности, скованности (см. Приложение № 5). Вместе с ними каждый день мы использовали следующие приемы:

1. Игровые упражнения, направленные на:

- развитие умения общаться без слов: «Через стекло»;

- гармонизацию осознания имени: «Как можно нас называть по-разному»;

- своевременное употребление слов благодарности: «Подарок другу»;

- развитие умения соблюдать дистанцию в общении «Стоящие и сидящие»;

- развитие умения понимать настроение окружающих: «Что можно сделать для друга?»;

- развитие умения слушать собеседника: «Испорченный телефон»;

- регулирование своего поведения: «Выдержанный человек».

2. Беседа по ранее прочитанным сказкам и рассказам: русским народным сказкам «Гуси – лебеди», «Царевна-лягушка», немецкой сказке «Кукушка», «Волшебное слово» В. Осевой; «Как слон спас хозяйку от тигра» Б. Житкова; «Малыш и Карлсон» А. Линдгрен; «Вини-Пух» А. Миллер.

3. Использованные художественные слова: стихотворений, дразнилок, пословиц.

4. Проигрывание ситуаций, которые дают возможность детям не просто рассказывать о той или иной проблеме, а эмоционально проживать ее.

Ситуации направлены на:

- закрепление умения устанавливать контакт с собеседником (зрительный контакт);

- закрепление употребления речевых этикетных формул (утренние приветствия, прощание и др.);

- передачу характера, изображаемого персонажа (хитрый, злой, добрый) при помощи голоса и движений;

- усвоение манеры поведения в общении по методу Э.Берна;

- выражение сочувствия и сопереживания взрослым (маме), маленьким детям.

5. Прием ТРИЗ (теория решения изобретательных задач):

- «Что было бы, если люди перестали благодарить друг друга?»;

- «Цепочка слов»: «Вежливость – это …», «Радость – это …», «Печаль – это …»;

- «Хорошо-плохо»: найти как положительные, так и отрицательные стороны сложившейся ситуации (заболела бабушка, пошел дождь и т.п.);

- «Сказки – перевертыши»: сочинение сказки, в содержании которой положительные герои меняются местами с отрицательными;

- «Салат из сказок»: рассказ детьми сказки из нескольких предложений.

6. Продуктивный вид деятельности – рисование:

- на темы: «Автопортрет», «Я и мое настроение», «Мое имя»;

- пиктограмма (схематически выраженные лица с разным настроением).

7. Вспомогательный прием – слушание музыки. Определение эмоционального состояния человека (удивления, радости, горя, гнева) в соответствии с характером музыки.

Как заключение каждый раз использовали игровые упражнения, направленные на:

- мышечное расслабление: «Насос и мяч», «Пылесос и пылинки», «Шалтай – Болтай», «Факиры», «Фея сна», «Каждый спит»;

- двигательное раскрепощение: «Путаница», «Походки», «Зеркало»;

- воспитание гуманных отношений между детьми: «Подарок», «Волны». Для закрепления коммуникативных умений у детей предлагали им такую форму общения, как общение с малышами. Им нужно было ответить на жалобу малыша; разрешить конфликт; отреагировать на неэтичные высказывания детей. Освоение любой для ребенка деятельности позволяет удовлетворить потребности в самоутверждении, общении, познании, что повышает значимость игры в педагогическом процессе.

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Еще по теме:

Педагогика как наука


Педагогика как наука

Обучение было и всегда будет, пока живет человечество. Можно сказать, что подготовка молодого поколения к участию в жизни общества путем передачи социального опыта есть неотъемлемая общественная функция во все времена и у всех народов.

Категории

Copyright © 2024 - All Rights Reserved 0.2263