Таблица 4. Результаты обследования коммуникативно-речевых действий по передаче информации и отображению предметного содержания и условий деятельности на констатирующем этапе
Имя, фамилия ребенка |
Егор М. |
Даша С. |
Андрей Т. |
Юля Е. |
Дима И. |
Денис Т. |
Надя Л. |
Даша М. |
Ваня С. |
Влад С. |
Балл |
3 |
3 |
2 |
5 |
3 |
2 |
- |
3 |
5 |
2 |
С низким уровнем оказался один результат. Семь детей показали средние результаты – сходство узоров выявлено практически у всех детей и позитивное отношение к совместной деятельности, затруднение вызывают построение понятного объяснения для партнера и постановка вопросов. Все критерии представлены на высоком уровне у двоих детей (см. Приложение № 2).
Для детей весьма значимы сформированные коммуникативные умения: инициативность в беседе, направленность на социального партнера, живое участие в разговоре, которые так необходимы в жизни (для общения, получения информации, для спора, объяснения), а также для учебы в школе.
Суммировав результаты по всем исследованным показателям можно сделать вывод: общий уровень сформированности коммуникативных универсальных учебных действий у детей – средний (70%), 2 детей (20%) показали высокий уровень, а у 1 (10%) – низкий (см. Диаграмму 1).
Диаграммма 1. Уровни сформированности коммуникативных универсальных учебных действий на констатирующем этапе
Рис.
Таким образом, низкий уровень коммуникативной компетентности детей, находящий отражение в увеличении числа детей с высокой социальной и межличностной тревожностью, явлениях преследования и отвержения сверстников в школе и детском саду, росте одиночества, большом числе детей с низким социометрическим статусом, изолированных и отвергаемых в детском коллективе ставит задачу формирования умения сотрудничать и работать в группе, быть толерантным к разнообразию точек зрения и мнений, уметь слушать и слышать партнера, свободно, четко и понятно излагать свою точку зрения на проблему.
На втором этапе исследования был проведен формирующий эксперимент. В нем ставилась задача проследить изменения умения общаться в процессе разработанной программы.
Речь сопровождает практически все виды деятельности ребенка, совершенствует ее и обогащается сама. Дошкольный возраст – возраст интенсивного формирования речи, а это благоприятная пора для выработки навыков эффективного общения. Учитывая исключительное значение речи в развитии ребенка, понимая и принимая во внимание специфические особенности развития детей, мы пришли к выводу о необходимости использования в воспитательно-образовательном процессе системы игр и упражнений. Играя, дети учатся человеческой способности к сотрудничеству, а навыки общения детей дошкольников закрепляются в игре. Педагогические и образовательные издания постоянно в последнее время публикуют информацию о преимуществах игрового общения перед обучающим. Наша задача – воспитание свободной личности, способной к полноценному общению.
Начиная работу по формированию коммуникативных универсальных учебных действий у старших дошкольников, мы поставили перед собой следующие цели:
- объединять детей с разными характерами, владеющих различными умениями и навыками, способствуя развитию общения;
- развивать непринужденное общение, взаимодействовать с людьми и налаживать хорошие взаимоотношения в различных социальных ситуациях;
- умению общаться при помощи неречевых средств (мимики, пантомимики, жестов) и понимать собеседника по используемым жестам и мимике (занятие №1);
- умению устанавливать контакт с помощью речевых и неречевых средств (обращение по имени, контакт глаз, комплимент) (занятие №2);
- умению использовать речевые вариативные формулы (приветствие, прощание, благодарности (занятия №3-5);
- умению понимать и выражать свое настроение при помощи слов (занятие №6);
Средства разработки программно-методического обеспечения
Ведущие фирмы в области информационно-измерительных и управляющих технологий (Hewlett Packard, National Instruments и др.) производят комплектные системы, включающие как аппаратные средства сопряжения с объектом, так и все необходимое программное обеспечение их поддержки. Сюда входят драйверы управ ...
Оценочная характеристика результатов обучения
Оценка есть определение качества достигнутых школьником результатов обучения. На современном этапе развития начальной школы, когда приоритетной целью обучения является развитие личности школьника, определяются следующие параметры оценочной деятельности учителя: - качество усвоения предметных знаний ...
Проектная деятельность на уроках английского языка на
среднем этапе обучения
Рассмотрим общедидактическую типологию проектов, используемую при работе над любой проблемой познавательного плана, где иностранный язык действительно выступает в качестве средства общения между партнерами (с зарубежными школьниками, учителями). Прежде всего, определимся с типологическими признакам ...
Обучение было и всегда будет, пока живет человечество. Можно сказать, что подготовка молодого поколения к участию в жизни общества путем передачи социального опыта есть неотъемлемая общественная функция во все времена и у всех народов.