Педагогика и образование » Традиционные и инновационные технологии изучения диалектной лексики в школе » Традиционные технологии изучения диалектной лексики

Традиционные технологии изучения диалектной лексики

Страница 2

Для углубленного изучения диалектной лексики предлагается факультативный курс, на тему "Русская диалектология", который предназначен для старших классов.

Цель факультатива: дать представление о территориальных разновидностях (говорах) русского языка как неотъемлемой составляющей русского национального литературного языка с тем, чтобы знать особенности устной речи жителей разных территорий России и Читинской области в частности, видеть причину, истоки многих диалектных проявлений в языке и понимать использование диалектной лексики в текстах художественных произведений.

Задачи:

1) Ознакомить школьников с территориальными разновидностями русского национального языка, с языковыми особенностями севернорусского и южнорусского наречий, с группами говоров.

2) Изучить со школьниками основные фонетические, лексические, морфологические и синтаксические особенности северных и южных территорий России, выявить особенности говоров.

3) Сформировать систему терминов раздела диалектологии.

4) Показать значимость факультатива для формирования навыков культуры устной и письменной речи.

Требования к уровню освоения содержания факультатива.

В результате изучения курса "Русская диалектология" ученик должен:

- получить представления о территориальных разновидностях русского языка;

- знать основные диалектные особенности, присущие речи жителей страны;

- понимать особенности вокализма и консонантизма в разговорной речи жителей сельской местности Читинской области;

анализировать использование диалектизмов в языке художественных произведений;

- уметь видеть в устной речи диалектные ошибки и овладеть навыками работы по их устранению.

Объем факультатива и виды учебной работы.

Виды учебных работ

Всего часов

1. Общая трудоемкость

2. Уроков

3. Самостоятельных работ

а) составление конспектов по темам, вынесенным на самостоятельное изучение;

б) чтение и изучение журнальных статей по актуальным проблемам диалектологии;

в) подготовка к занятиям;

г) выполнение контрольных работ;

д) с помощью художественной литературы составить словарик диалектизмов;

е) подготовка к выполнению самостоятельных работ

4. Виды итогового контроля знаний

32-35

32

30

6

4

5

5

5

5

Содержание факультатива. Разделы факультатива.

Разделы факультатива

Часы уроков

1. Предмет и задачи курса "Русская диалектология". Диалектное членение русского языка

2. Русский язык в наречиях и говорах. Диалектное членение русского языка

3. Диалектные особенности в области фонетики

4. Диалектные различия в лексике

5. Морфологические особенности говоров

6. Синтаксические особенности говоров

7. Современные процессы в русских народных говорах. Взаимодействие диалектов и русского литературного языка

8. Использование диалектной лексики языке художественных произведений. Функции диалектной лексики

9. Говоры Читинской области, особенности вокализма и консонантизма

5

4

3

4

3

3

3

4

3

Содержание разделов дисциплины.

1. Предмет и задачи курса "Русская диалектология". Диалектное членение русского языка – Диалект. Понятие о территориальных диалектах. Единицы членения диалектной речи. Цели, задачи курса. Источники русской диалектологии. Связь диалектологии с современным русским литературным языком, с историей русского языка, с историей народа, с топонимикой, археологией, этнографией, литературоведением, с фольклористикой.

2. Русский язык в наречиях и говорах. Диалектное членение русского языка. – Диалектологические карты русского языка. Три типа говоров: северное и южное наречие, диалектные зоны, группы говоров. Сравнительная характеристика групп говоров. Территориальная характеристика групп говоров России.

3. Диалектные особенности в области фонетики – ударный и безударный вокализм. Консонантизм. Система гласных звуков говоров: оканье, полное и неполное. Аканье, яканье, еканье, ёканье, иканье. Система согласных звуков говоров. Фонетические процессы в области согласных звуков: цоканье, чоканье, виды ассимиляции, упрощение групп согласных.

4. Диалектные различия в лексике. – Богатство и разнообразие диалектной лексики. Семантические связи в лексике. Типы лексических диалектизмов. Диалектные словари.

Страницы: 1 2 3

Еще по теме:

История создания «вальдорфских школ»
Р. Штайнер (1861–1925) – австрийский педагог, мыслитель, философ. Философское учение Р. Штайнера, антропософия (antropos – человек, sорhiа – мудрость), рассматривает педагогику как науку о человеке – совокупности трех составляющих: тела (опорно-двигательная система, обмен веществ, действенно-волева ...

Понятие преемственности в подготовке ребенка к школе
Школа и детский сад – два смежных звена в системе образования. Успехи в школьном обучении во многом зависят от качества знаний и умений, сформированных в дошкольном детстве, от уровня развития познавательных интересов и познавательной активности ребенка. Школа постоянно повышает требования к интелл ...

Методика преподавания математики по учебно-методическому комплексу «Гармония» и её значение для развития мыслительной деятельности учащихся
Рассмотрим, как все вышесказанное реализуется в преподавании математики по учебно-методическому комплекту «Гармония» (автор Н.Б. Истомина). Первые 7 уроков в I классе проводятся по теме «Признаки предметов. Счет предметов (устная нумерация)». Система заданий, содержащихся в учебнике, в тетрадях с п ...

Педагогика как наука


Педагогика как наука

Обучение было и всегда будет, пока живет человечество. Можно сказать, что подготовка молодого поколения к участию в жизни общества путем передачи социального опыта есть неотъемлемая общественная функция во все времена и у всех народов.

Категории

Copyright © 2025 - All Rights Reserved 0.0156