Для углубленного изучения диалектной лексики предлагается факультативный курс, на тему "Русская диалектология", который предназначен для старших классов.
Цель факультатива: дать представление о территориальных разновидностях (говорах) русского языка как неотъемлемой составляющей русского национального литературного языка с тем, чтобы знать особенности устной речи жителей разных территорий России и Читинской области в частности, видеть причину, истоки многих диалектных проявлений в языке и понимать использование диалектной лексики в текстах художественных произведений.
Задачи:
1) Ознакомить школьников с территориальными разновидностями русского национального языка, с языковыми особенностями севернорусского и южнорусского наречий, с группами говоров.
2) Изучить со школьниками основные фонетические, лексические, морфологические и синтаксические особенности северных и южных территорий России, выявить особенности говоров.
3) Сформировать систему терминов раздела диалектологии.
4) Показать значимость факультатива для формирования навыков культуры устной и письменной речи.
Требования к уровню освоения содержания факультатива.
В результате изучения курса "Русская диалектология" ученик должен:
- получить представления о территориальных разновидностях русского языка;
- знать основные диалектные особенности, присущие речи жителей страны;
- понимать особенности вокализма и консонантизма в разговорной речи жителей сельской местности Читинской области;
анализировать использование диалектизмов в языке художественных произведений;
- уметь видеть в устной речи диалектные ошибки и овладеть навыками работы по их устранению.
Объем факультатива и виды учебной работы.
|
Виды учебных работ |
Всего часов |
|
1. Общая трудоемкость 2. Уроков 3. Самостоятельных работ а) составление конспектов по темам, вынесенным на самостоятельное изучение; б) чтение и изучение журнальных статей по актуальным проблемам диалектологии; в) подготовка к занятиям; г) выполнение контрольных работ; д) с помощью художественной литературы составить словарик диалектизмов; е) подготовка к выполнению самостоятельных работ 4. Виды итогового контроля знаний |
32-35 32 30 6 4 5 5 5 5 |
Содержание факультатива. Разделы факультатива.
|
Разделы факультатива |
Часы уроков |
|
1. Предмет и задачи курса "Русская диалектология". Диалектное членение русского языка 2. Русский язык в наречиях и говорах. Диалектное членение русского языка 3. Диалектные особенности в области фонетики 4. Диалектные различия в лексике 5. Морфологические особенности говоров 6. Синтаксические особенности говоров 7. Современные процессы в русских народных говорах. Взаимодействие диалектов и русского литературного языка 8. Использование диалектной лексики языке художественных произведений. Функции диалектной лексики 9. Говоры Читинской области, особенности вокализма и консонантизма |
5 4 3 4 3 3 3 4 3 |
Содержание разделов дисциплины.
1. Предмет и задачи курса "Русская диалектология". Диалектное членение русского языка – Диалект. Понятие о территориальных диалектах. Единицы членения диалектной речи. Цели, задачи курса. Источники русской диалектологии. Связь диалектологии с современным русским литературным языком, с историей русского языка, с историей народа, с топонимикой, археологией, этнографией, литературоведением, с фольклористикой.
2. Русский язык в наречиях и говорах. Диалектное членение русского языка. – Диалектологические карты русского языка. Три типа говоров: северное и южное наречие, диалектные зоны, группы говоров. Сравнительная характеристика групп говоров. Территориальная характеристика групп говоров России.
3. Диалектные особенности в области фонетики – ударный и безударный вокализм. Консонантизм. Система гласных звуков говоров: оканье, полное и неполное. Аканье, яканье, еканье, ёканье, иканье. Система согласных звуков говоров. Фонетические процессы в области согласных звуков: цоканье, чоканье, виды ассимиляции, упрощение групп согласных.
4. Диалектные различия в лексике. – Богатство и разнообразие диалектной лексики. Семантические связи в лексике. Типы лексических диалектизмов. Диалектные словари.
Психологические особенности профессионального самоопределения школьников
Для юности характерна устремленность в будущее. Если в 15 лет жизнь кардинально не изменилась и старший подросток остался в школе, он тем самым отстрочил на 2 года выход во взрослую жизнь и, как правило, сам выбор дальнейшего пути. В этот относительно короткий срок необходимо создать жизненный план ...
Мотивация учения. Классификация мотивов
Учебная мотивация – частный вид мотивации, включенный в деятельность учения, учебную деятельность. Установлено, что учебная деятельность побуждается иерархией мотивов, имеющих разное происхождение и разную психологическую характеристику. Мотив учения - это направленность ученика на различные сторон ...
Способы получения этилена
и демонстрация их на урокАх химии в средней школе
Опыты с этиленом даются здесь в иной последовательности, чем опыты с метаном. Учитель может поставить их, пользуясь заранее собранным этиленом, и лишь затем показать получение этого вещества на уроке. Если, однако, изучение этилена учитель начинает с получения его, то он без труда сможет изменить п ...
Обучение было и всегда будет, пока живет человечество. Можно сказать, что подготовка молодого поколения к участию в жизни общества путем передачи социального опыта есть неотъемлемая общественная функция во все времена и у всех народов.